ПОЧТА
имеет форму и направление распро-
странения, а сигнал на выходе микро-
фона
только форму. Тонная пере-
дана сигнала инструмента из помеще-
ния записи в помещение воспроизведе-
ния требует воссоздания структуры
первинного звукового поля, то есть
формы и направления распростране-
ния прямых и отраженных волн, но в
обычной двухканальной системе пере-
дачи это недостижимо. Поэтому и ис-
пользуют не тонные (в академическом
смысле) методы приема акустиче-
ских сигналов и их обработки, а такие,
которые позволяют получить звуча-
ние, наиблее натуральное с позиции
слухового восприятия.
О проблемах цифровой записи. Раз-
витие цифрового звука сопровождалось
разными недоразумениями и заблужде-
ниями. Особенно много копий сломано
в дискуссиях об ошибках при передаче
и обработке цифровых сигналов. Си-
стем передачи информации без ошибок
не бывает. В цифровых системах есть
допустимые ошибки
они полностью
исправляются, и „запас прочности“
достаточно большой. На исправном
проигрывателе компакт-дисков хоро-
ший диск воспроизводится без потерь.
Износ, вибрации, пыль, нарушения юс-
тировки системы считывания
все
это может вызывать увеличение ко-
личества ошибок до недопустимо вы-
сокого уровня, когда вместо исправле-
ния ошибок используется интерполя-
ция. Достаточно сложно выявить при-
чину искажения звучания
влияние
пресловутого джиттера или неисправ-
ленные ошибки цифровых данных.
Есть ощущение, что не все в порядке,
а вот что именно.
.. Когда в кассетни-
ке пропадают высокие, ты знаешь: по-
ра протереть головку. А вот если ком-
пакт-диск стал хуже звучать.
.. Начи-
наются гармонизирующие изыскания.
Поменять направление кабеля, пере-
ставить аппаратуру. А может быть,
достаточно было головку протереть?
О цене аппаратуры. Есть аппара-
тура, способная удовлетворить само-
го взыскательного слушателя, напри-
мер четырехканальный цифровой маг-
нитофон „Иаёга“
формата 24 бит/
96 кГц. Знаком с ее возможностями,ре
комендую всем. Но кому нужна эта ре-
комендация? Даже за очень хороший
звук заплатить несколько десятков
тысяч долларов я не готов.
И поэтому я всегда пытаюсь опре-
делить, можно ли получить такое же
удовольствие за меньшую цену или. на-
оборот, получить максимальное удо-
вольствие за фиксированную цену. Ап-
паратуру приходится покупать, и
цена
ее неотъемлемый параметр,
игнорировать который было бы непра-
вильно.
М. Сергеев
★ ★ ★
Вопрос влияния электропитания на
качество звучания тракта звуковоспро-
изведения не раз поднимался на стра-
ницах вашего журнала. Если следовать
вашим рекомендациям (см. „АМ“
№3(14) 97, с. 9), то при колебаниях
(суточных и сезонных) напряжения
электросети от 180 до 270 В и сильном
искажении его формы, как, например,
в моем доме, тяжело достигнуть желае-
мого результата, если в аппаратуре ис-
пользуются классические трансформа-
торные блоки питания (БП). Особенно
чувствительными оказываются усили-
тели мощности. Я хочу предложить ис-
пользовать для питания анодных и на-
кальных цепей ламповых усилителей
переделанные импульсные компьютер-
ные источники питания, которые вы-
пускаются для широкого ассортимен-
та выходных мощностей. Идея им-
пульсного преобразования напряже-
ния имеет ряд известных преимуществ.
Главное, что на этапах преобразования
сетевого напряжения в постоянное, по-
стоянного в высокочастотное импульс-
ное и, далее, в требуемые выходные на-
пряжения удается стабилизировать их
и очистить от сетевых помех даже при
сильных колебаниях входного напря-
жения. При правильном подходе к схе-
мотехнике, компоновке и экранировке
получается легкое компактное устрой-
ство с выходными параметрами, близ-
кими к аккумуляторной батарее хоро-
шей емкости. Что касается собствен-
ных помех импульсного ВП, то, при ис-
пользовании высокой частоты преобра-
зования 100-120 кГц, их отфильтро-
вать в пределах корпуса источника пи-
тания значительно проще, чем сетевые
помехи с частотой от 100 Гц до несколь-
ких килогерц в классических БП.
Мною изготовлен ряд различных им-
пульсных БП для ламповых усилите-
лей мощности. Экспертная оценка зву-
чания комплекса в целом указала на
высокую однозначность звуковой кар-
тины вне зависимости от текущего со-
стояния сети. Дополнительно были по-
лучены все преимущества использова-
ния стабилизированных напряжений
питания. При переходе от классическо-
го трансформаторно-кенотронного БП
к импульсному появление „паразит-
ных новшеств“ в звуке никем не было
замечено. Не регистрируются они и
приборами (осциллограф, спектроана-
лизатор).
Для подключения к сети я исполь-
зую стандартный компьютерный шнур
питания, с учетом фазировки. Выход-
ные напряжения развожу выходными
кабелями требуемого сечения, с учетом
направления.
В вышеописанных блоках питания
несложно организовать „мягкий“ разо-
грев накала ламп и плавный подъем
анодного напряжения, которые благо-
творно сказываются на надежности ап-
паратуры в целом. Все это позволяет ре-
комендовать использование таких БП
в составе и других аудиоустройств.
А. Капустин, Харьков
К огорчению читателя, должен за-
метить, что идея использования высо-
кочастотного импульсного источника
питания для звуковых усилителей
мощности отнюдь не нова. Лично я
впервые встретил такое решение бо-
лее 1
7
лет назад в одном из усилите-
лей фирмы „Sony“, которая, кстати
сказать, быстро от этой идеи отка-
залась.
Попытки применения таких ис-
точников периодически делаются до
сих пор. однако улучшения качества
звучания пока получить не удалось, во
всяком случае по сравнению с нормаль-
ным источником питания хорошего
качества.
Для большинства стационарных hi-
fi-усилителей, тем более ламповых, не-
большие габариты и малый вес не
столь актуальны. Малогабаритные
же аппараты, особенно не ориентиро-
ванные на достижение максимально
возможного качества звучания, давно
и с успехом используют импульсные
источники питания при работе от ба-
тарей или аккумуляторов. Пример
автомобильные усилители, в том чис-
ле ламповые автомобильные (есть и
такие ).
Кроме высокочастотных, есть и им-
пульсные блоки питания, работающие
на частоте сети переменного тока.
Такое питание было у нескольких мо-
делей „Yamaha“, есть и сейчас у „Car-
ver". Аналогичное решение использова-
лось в свое время в отечественном уси-
лителе „Форум“, к которому Ваш по-
корный слуга приложил руку.
Достоинство использования стаби-
лизированных импульсных источни-
ков питания
улучшение в некото-
рых случаях работы громкоговорите-
ля на низких частотах при примерно
тех же габаритных размерах блока
питания. Недостаток
некоторое
увеличение жесткости и уменьшение
пластичности звучания, особенно за-
метное у ламповых конструкций. К со-
жалению, измерить приборами каче-
ство звучания пока никому не удалось.
Кроме того, усложнение построения
источника питания уменьшает его
надежность.
С. Куниловский
Редакция оставляет за собой
право редактиро-
вать и
сокращать письма читателей.
Мы
не имеем
возможности
давать телефонные
консультации. Пожалуйста, обращайтесь к нашим
экспертам
по
почте.
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 13 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 15 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст