ПОЧТА
десять на сегодняшние проигрыватели
по $2500 и дороже? А тут еще DVD на
подходе, и по странно низким ценам
для 24-битового „занебесного“ звука.
Вот и хочется перебиться пока недоро-
гою 16-битовою игрушкою. [.
..]
По собственным данным „Burr-
Brown“, ее DAC ОРА604 (или ОРА2604)
имеет неплохие технические показате-
ли и — чуть ли не единственную — вто-
рую гармонику от синусоиды на выхо-
де. Сталкивались вы с этим олерацион-
ником? Действительно ли его можно
назвать „звуковым“ („аудиофиль-
ским“) компонентом, а также насколь-
ко „хороши“ ОРА177, 633, 637? И во-
обще, существуют ли достойные ОУ
звукового тракта? Имеется в виду ис-
пользование их в качестве линейных
усилителей или в качестве фильтров
высокой частоты (так называемые
ИНЧ). Насколько плохи или хороши
отечественные К548УН1А, К157УД2 в
качестве буферов или инверторов, или
стоит использовать BUF634 и им подоб-
ные от „Burr-Brown“?
В одном из номеров „АМ“ упомина-
лось о свойстве дефектных конденсато-
ров „петь“. Подобное я наблюдал и у
выходных отечественных транзисто-
ров при токах ампер в семь и более, при-
чем как у „военных“ , так и у обычных.
Насколько это вредно? Проявляется ли
это свойство у импортных транзисто-
ров?
Есть ли у вас информация по ФЧХ,
АЧХ, т
3
таких головок, как 100ГДН-1
(100ГД-1), 100ГДН-3 (75ГД-1), 75ГДН-
01 („Topuis“, вспененный никель)? Что
бы вы посоветовали использовать в
качестве датчика ЭМОС (электромеха-
нической обратной связи) на низкоча-
стотный динамик и что используют
грамотные люди из „Velodyne“?
Л. Большов, Москва
★ ★ ★
„Аудио Магазин“ имеет свое лицо:
содержанием проблемных статей, глу-
биной некоторых экспертиз, публика-
циями интересных писем читателей он
во многом в лучшую сторону отличает-
ся от других подобных журналов. В то
же время считаю информативным, а в
отношении экспертизы конкретных об-
разцов аппаратуры, проводимой зару-
бежными экспертами, — очень инте-
ресным и такое издание, как „Hi-Fi &
Music“. Изучение характера „ино-
странного“ подхода к оценке способно-
сти различной техники к воспроизве-
дению музыки в сравнении с мнения-
ми ваших экспертов полезно. Оно спо-
собствует пониманию проблем в обла-
сти аудио.
В продолжение темы качества вос-
произведения музыки цифровыми ис-
точниками, поднятой в статье Г. Мика-
эляна „Цифровая музыка или музыка
цифр?“ („АМ“ №
4 (9) 96) и публика-
ции К. Никитина и М. Сергеева „Я к
Вам пишу.
..“(№
5 (10) 96), хотел бы по-
делиться некоторыми мыслями, кото-
рые можно озаглавить так:
Через цифры — к музыке
Отмечая „музыкальность“ аналого-
вого способа записи, давайте подумаем
о перспективах его развития. В этом
случае придется признать, что значи-
тельное повышение патуральности зву-
чания грампластинок как основного
бытового аналогового носителя пред-
ставляется проблематичным хотя бы
из-за использования частотной коррек-
ции и связанных с ней фазовых иска-
жений, ставящих принципиальный
предел приближению воспроизводи-
мой звуковой картины к „живому“ зву-
ку, так как сигнал, подаваемый на за-
писывающую аппаратуру, будет суще-
ственно отличается от снимаемого с
проигрывателя.
Соответственно, акустические вол-
ны, излучаемые громкоговорителями,
всегда будут создавать искаженную
звуковую картину (при том что она мо-
жет быть и чистой, и ясной, и обладать
способностью к вовлечению), к которой
вынуждены будут адаптироваться не
только рядовые слушатели, но и экс-
перты.
Влияние фазовых искажений на ка-
чество звуковоспроизведения вообще
пока изучено мало. Ими часто просто
пренебрегают. Но не в этом ли одна из
главных причин „плоского“, прими-
тивного звучания многих образцов ап-
паратуры и вообще характерной для
звуковоспроизведения „зажатоети“?
Ведь для достижения максимального
сходства с оригиналом воспроизводи-
мые звуковые волны должны быть по
форме как можно более близки к тем,
что излучаются инструментами при за-
писи. Тональным балансом, динами-
кой и другими подобными характери-
стиками эту самую форму „не взять“.
[...]
Принципиальным отличием „циф-
ры“ от „аналога“ является потенциаль-
ная, но пока не достигнутая точность
канала передачи цифрового потока с
выхода аналого-цифрового преобразо-
вателя (АЦП) до цифро-аналогового
(ЦАП) с промежуточным звеном в ви-
де компакт-диска.
Точность подразумевает передачу
данных без потерь. Если в цифровой
системе имеются потери, это означает,
что она, система (то есть используемый
принцип кодирования, передачи и кон-
кретные образцы аппаратуры, его реа-
лизующие), несовершенна. Ссылки на
возможные искажения формы импуль-
сов в процессе их передачи в системе
„компакт-диск“, а также на наличие
джиттера, следствием чего является
искажение восстановленного сигнала
как характерная черта „цифры“, — не-
уместны. Код должен передаваться и
приниматься в том значении, в котором
он задан после аналого-цифрового пре-
образования, и давать на выходе ЦАПа
вполне определенное аналоговое значе-
ние напряжения или тока. Если зна-
чение кода неконтролируемо измени-
лось — это уже другой код, ищите при-
чину в тракте „считывание — переда-
ча“, а если один и тот же код преобра-
зуется в разные значения аналогового
сигнала, это свидетельствует о несовер-
шенстве ЦАПа. В случае, если по раз-
ным причинам выходная кодовая по-
следовательность отличается от вход-
ной или не дает определенного анало-
гового сигнала, нужно искать, „кто ви-
новат“ — существующий в настоящее
время стандарт, не позволяющий при
достигнутом уровне развития техники
достоверно „донести“ с использовани-
ем специфического носителя, компакт-
диска, кодовую последовательность от
АЦП до ЦАПа, или система считыва-
ния кода и его преобразования в анало-
говый сигнал конкретного аппарата-
„бракодела“. [.
..]
Понятно, что и стандарт, и аппара-
тура могут быть усовершенствованы
так, чтобы в идеале снизить „цифро-
вые“ потери до нуля, как в компьюте-
ре, а ошибки в процессе цифро-анало-
гового преобразования — до очень ма-
лых и контролируемых значений. Не
стоит удивляться, если уже в ближай-
шее время будет исключена разница в
звучании из-за разного пути прохожде-
ния цифрового потока. Информация об
использовании дисководов CD-ROM в
hi-fi-целях уже имеется и в „АМ"
(№
4 (9) 96, с. 49). В дорогостоящей сту-
дийной аппаратуре могут быть реали-
зованы и аналого-цифровые преобразо-
ватели с очень малыми ошибками. [.
..]
Тот принцип записи-воспроизведе-
ния предпочтительнее с музыкальной
точки зрения, который обеспечивает
меньший уровень различного рода ис-
кажений. Слышимые недостатки циф-
рового воспроизведения определяются
не только принципом, но и несовершен-
ным качеством его реализации, то есть
недостатками принятого стандарта и
конкретной аппаратуры. Поскольку
прямая связь между измеряемыми ис-
кажениями и слышимым качеством
передачи музыки не найдена (измеря-
ется далеко не то, что нужно), точно оп-
ределить степень влияния различных
составляющих техники на качество
воспроизведения было бы затрудни-
тельно. Поэтому пока преждевременно
говоритьотом, что сам цифровой прин-
цип является ущербным по отношению
к используемым технологиям аналого-
вой записи-воспроизведения.
Существующий цифровой стандарт
несовершенен. Одним из его принципи-
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 11 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 13 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст