О СПРАВОЧНИК
РЕЖИМЫ
РАБОТЫ
УСИЛИТЕЛЬНЫХ
КАСКАДОВ
...К сожалению, интересоваться схе-
мотехникой аппаратуры я стал не-
давно и пропустил момент, когда объ-
яснялось таким, как я, неукам, что
такое класс А, АА, АВ и т. д. Что
значит „чистый класс А“ (есть
„нечистый" )? Единственное, что я
[знаю], так это что класс А, АА etc.
различные режимы включения транзи-
сторов или ламп выходных каскадов и
отличаются они друг от друга потреб-
лением тока, линейностью и чем-то
там еще.
А. Багаев, Петербург
В электронны х уси ли телях, в том
числе и в усилителях звуковой часто-
ты, обозначения „класс А “, „АВ“, „В“
и т. д. относятся к режиму работы уси-
лительны х приборов — транзисторов
или ламп — в каскадах усилителя.
В звукоусилительной технике при-
нята следующая основная классиф ика-
ция режимов работы усилителя:
1. Реж им класса А, соответствую -
щий колебаниям тока анода лампы (то-
ка коллектора в случае биполярного
транзистора, тока стока — в случае по-
левого) без отсечки, то есть без прекра-
щ ения протекания тока в продолжение
всего периода входного сигнала. Ток
покоя, то есть постоянный ток при от-
сутствии входного си гн ала, долж ен
быть при этом не меньше м аксим аль-
ной амплитуды переменной составляю -
щей тока.
2. Режим класса В, когда ток через
усилительный элемент идет в течение
половины периода входного сигнала. В
течение второй половины периода уси-
лительный элемент полностью закры т
и ток через него не идет. Ток покоя ра-
вен нулю.
3. Режим класса АВ, который явл я-
ется промежуточным между двумя пре-
дыдущими режимами: время протека-
ния тока больш е, чем полпериода, но
меньше, чем полный период входного
сигнала. Ток покоя, соответственно,
меньше максимальной амплитуды пере-
менной составляющей тока.
Режим класса В в высококачествен-
ных усилителях звуковой частоты не
используется из-за больш их и ск аж е-
ний сигналов малого уровня в области
перехода усилительны х элементов из
открытого состояния в закрытое и об-
ратно. Эти искаж ения связаны с нели-
нейностью начального участка вольт-
амперных характеристик усилитель-
ных элементов и инерционностью их
работы. Кроме того, в этом режиме ра-
боты идеальная стыковка моментов от-
кры ван ия и закр ы в ан и я верхнего и
нижнего плеч двухтактного выходного
каскада практически невозможна. От-
сутствие ж е протекания тока в нагруз-
ку в районе нуль-перехода от одной по-
луволны сигнала к другой, даж е очень
кратковременное, не может быть л и к -
видировано с помощью обратной связи
и вы зы вает очень зам етны е на слух
искаж ения сигнала, растущ ие с пони-
жением его уровня и повышением ча-
стоты.
Ф актически основными реж имами
работы в усилителях звуковой частоты
являю тся класс А и класс АВ. Предва-
рительны е каскады усиления обычно
работают в реж име класса А.
Класс А — самый „вожделенный“ в
мире hi-fi и high end. Почти все знают,
что класс А — это здорово, это „круто“ .
В случае „чистого класса А “ потенци-
ально так оно и есть.
При нахождении усилительного к а-
скада в любой момент времени на не-
котором удален и и от р еж и м а о гр а-
ничения из-за отсечки (см. выше) или
насыщ ения (когда ток в нагрузку при
увеличении входного сигнала возрасти
уж е не может) обеспечивается весьма
линейная и „гладкая“ его работа. Под
„гладкостью “ я подразумеваю то, что
выходное сопротивление каскада и его
коэффициент передачи на нагрузку из-
меняется под действием сигнала плав-
но и не имеет резких переломов, ска-
чков в определенных точках.
В первую очередь это важно для уси-
ления сигналов малого уровня, во мно-
гом определяю щ их „музыкальность“ и
эмоциональность звучания.
Чтобы понять это, достаточно вспом-
нить, что в реальных сигналах громких
звуков меньше, чем тихих, и легче про-
стить небольшие их искаж ения. Если
ж е искаж ена вся масса тихих звуков,
то слуш ать такой усилитель уже не хо-
чется. (Разумеется, речь здесь не идет
о тех случаях, когда специально орга-
низованы темброобразующие искаж е-
ния формы сигнала, что имеет, напри-
мер, место в гитарных усилителях.)
Сказанное относится, как я уже от-
метил, к реж иму „чистого класса А “ .
Этот режим будет обеспечиваться при
м акси м альн ы х ам п ли тудах сигнала
только при сопротивлениях нагрузки,
превы ш аю щ их определенную током
п о ко я д л я к аж д о го у си л и т ел я ве-
личину. Д ля двухтактны х транзистор-
ных усилителей в первом приближ е-
нии И
/21
. Если учесть, что
минимальный импеданс акустических
систем может быть существенно мень-
Класс А
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 113 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 115 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст