водных и других (если есть), на мой
взгляд, гораздо более надежных меха-
низмов, чем пассиковые? Растянется
резинка — и все! Что делать? Почему
все аудиофилы так млеют от слово-
сочетания „пассиковый привод", когда
речь идет о вертушках? У этих аппара-
тов меньше рокот? Или детонация? В
чем тут дело, объясните, пожалуйста!
Вопрос четвертый. [Система] „Dolby
S“ — это компандер? Какой у нее прин-
цип? Каков эффект шумоподавления?
Рабочий диапазон частот? Верно ли,
что она была разработана раньше, чем
„В"и„С“?
Вопрос пятый, преследующий лич-
ный интерес. Ваше мнение о „75 АС-
065“? Можно ли их переделать и есть
ли у кого-нибудь из вас опыт их пере-
делки с уверенно положительным ре-
зультатом? Может быть, вы поделитесь
опытом? На всякий случай высылаю
схему.
А. Багаев, Петербург
Отвечу на некоторые Ваши вопро-
сы.
Вопрос первый. Он. видимо, основан
на недоразумении. Оцифровывается
значение сигнала (напряжение или
ток) в определенные моменты време
ни, например каждые 1/44100 секун-
ды. В любой момент времени значение
тока или напряжения вполне опреде-
ленное и единственное, так что нет
необходимости использоват ь дополни-
тельные АЦП.
Вопрос третий. Важнейшие ,.меха-
нические
"'
параметры проигрывателя
грампластинок
это неравномер
ность вращения диска и вибрации, ко-
торые приводят к детонации и роко-
ту. Основным источником этих не-
приятностей является двигатель
привода. Эластичный пассик и тяже-
лый диск образуют механический
фильтр низких частот, который сгла
живает неравномерность вращения,
хорошо подавляет ее составляющие
частотой выше единиц герц.
В прямоприводных моделях нет та
кого эффективного механического
фильтра и гораздо сложнее исключить
появление среднечастотных (50-
300 Гц ) составляющих модуляции. Та
кая модуляция снижает прозрачность
звучания и ухудшает передачу глуби-
ны звукового пространства, что хоро-
шо заметно на слух.
Заметность детонации в прямопри-
водных моделях оказывается выше,
чем в пассиковых, за счет разных спек-
тральных характеристик, хотя коэф
фициент детонации
ниже. Такое не
редкость в звукотехнике
когда мо-
дель с лучшими параметрами звучит
хуже.
Но и пассик тоже не панацея. Его
эластичность не позволяет получить
такую же высокую точность установ-
ки частоты вращения, как в прямо-
приводных моделях. И срок службы у
пассика ограничен. Год, от силы два
и его нужно менять. Резиновое колечко,
вырезанное из детского воздушного
шарика или еще чего-нибудь подвернув-
шегося под руку, позволит восстано-
вить работоспособность проигрыва-
теля. но качества звучания такая за-
мена не гарантирует.
Вопрос четвертый. „Dolby S“
од-
на из большого семейства компандер-
ных (то есть использующих сжатие
динамического диапазона при записи и
расширение при воспроизведении) си-
стем шумопонижения, разработан-
ных „Dolby Labs". В профессиональной
технике используются „Dolby A“, „Dol-
by SR“, в бытовой
„В“, „С“ и „S“.
Особенности „Dolby S“ по сравнению
с „В" или
„С":
шире полоса частот, в которой
компрессируется сигнал при записи:
от 50 Гц до верхней границы рабочего
диапазона магнитофона, 20-25 кГц;
шире динамический диапазон ак-
тивно обрабатываемых сигналов.
При записи обрабатываются не
только сигналы низкого уровня (что
позволяет уменьшить заметность
шумов), но и сигналы с уровнем выше
номинального
они ослабляются, и
это дает возможность исключить пе-
ремодуляцию ленты при записи и
уменьшить нелинейные искажения.
Эффективность „Dolby S“ очень вы
сока: субъективное улучшение отно-
шения сигнал/шум при использовании
„Dolby S“ во время обработки реальной
музыкальной фонограммы эквива
лентно уменьшению шумов ленты на
12-18 дБ, а шум паузы ослабляется бо-
лее чем на 20 дБ. По моему мнению,
„Dolby S“ сегодня лучшая из систем
шумопонижения, используемых в бы-
товой магнитной записи.
Вопрос пят ый. Если воскреснет раз-
дел „Сделай сам“, то вопросы доработ-
ки отечественных акустических си
стем в нем будут занимать одно из
первых мест. А пока читайте, напри
мер, статьи В. Шорова, которые пуб-
ликовались в журнале „Радио“ лет де-
сять назад. Там есть много полезного.
М. Сергеев
На вопрос № 2 ответ см. в разделе
„Справочник“ настоящего номера.
Редакция
★ ★ ★
За время моего аудиофильства у ме-
ня дома сменилось несколько проигры-
вателей CD (недорогих). Очевидно, что
дешевая техника не может усладить
жаждущее ухо, а цена дорогой, на мой
взгляд, намного выше ее истинной
стоимости. Какая цена будет лет через
Й Й Й Я
)ЛОВНЫХ
о в
Я ПРОДАЖ
6/10 (а. <*. /
HD 455
ТЕЛ ЕФО-
А
\кадемическси]
стр.2
(ст.м.
Щелковагаві
Кутузовский
1
пр-т,
лЭЁ
\
(ст.
м. Куэ
966-010 Ь
іудничвст^І
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 10 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 12 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст