АВТОСАЛОН
СЕМИНАР ПО
ВОПРОСАМ
АВТОМОБИЛЬНОЙ АУДИОТЕХНИКИ
Недавно в Москве состоялся семинар по вопросам автомобильной аудиотехники, который проводил известный специа-
лист в области аудиотехники главный инженер фирмы „АСЫ“ Андре Гроссенбадер.
Участники семинара рассмотрели основные направления и тенденции в автомобильной аудиотехнике. Мы познакомим
читателей с тезисами семинара и некоторыми выводами, сделанными в ходе дискуссий по электропитанию и подключению
усилителей.
П О Д К Л Ю Ч ЕН И Е УС И Л И ТЕЛ ЕЙ
Аккумуляторы
Перед установкой и подключением аудиосистемы необ-
ходимо убедиться, что аккумулятор полностью заряж ен.
Подсевшие аккумуляторы или аккумуляторы , которые до
этого несколько раз полностью разряж ались, не дадут воз-
можности как следует проверить качество звучания аудио-
системы. Потеря емкости старых батарей требует больше
тока от генератора, а это приводит к увеличению уровня
шума генератора!
До подключения соединительных кабелей клеммы аккуму-
лятора следует почистить стальной щеткой. Если клеммы
окислились или проржавели, весьма вероятно, что шумы ге-
нератора проявятся. Итак, убедитесь, что соединительные про-
вода плотно закреплены на клеммах, а сами клеммы не под-
верглись коррозии!
Источники электропитания и кабели
Правильно выбранные кабели электропитания — ключевой
момент для обеспечения стабильного, мощного выходного сиг-
нала аудиосистемы.
Практика показывает, что многие установщики не прида-
ют этому аспекту большого значения. На самом деле кабели
питания — сердце автоаудиосистемы, и нужно относиться к
ним с пониманием и ответственностью. Покупателю аудиоси-
стемы для автомобиля следует быть готовым потратить по
меньшей мере 10% общей суммы на кабели питания, предо-
хранители и разъемы.
Нужный кабель легко подобрать, если использовать неслож-
ную формулу: и х I = Р.
Умножив стандартное для автомобилей напряжение в воль-
тах (13,8 В) на рекомендуемую для данного кабеля силу тока в
амперах, мы получим максимальную электрическую мощ-
ность, с которой может справиться данный кабель. Однако, по-
скольку работа большинства усилителей эффективна лишь на
50%, результат наших несложных вычислений следует поде-
лить на два. Например, у нас кабель электропитания сечени-
ем 8 мм2 (рекомендуемая сила тока до 40 А):
13,8 В х 40 А = 552 Вт; 552 Вт : 2 = 276 Вт.
Таким образом, данный кабель питания сечением 8 мм2 под-
ходит для усилителя с общей мощностью около 300 Вт. Тем
же путем можно проверить кабели сечением 20, 35 и 50 мм2:
20 мм2 — полная мощность усилителя 500 Вт;
35 мм2 — полная мощность усилителя 800 Вт;
50 мм2 — полная мощность усилителя 1000 Вт.
Если по выбранному вами кабелю будет протекать ток, пре-
вышающий допустимую величину, произойдет соответствую-
щее падение напряжения, а усилитель, в свою очередь, будет
пытаться компенсировать потерю напряжения большим по-
треблением тока. Это приведет к потере эффективности тран-
зисторов выходного каскада усилителя. Представьте себе: уси-
литель все больше нагревается, предохранители вылетают, и
он, увы, смолкает!
Поэтому выбор правильного кабеля питания — важнейший
момент при установке аудиосистемы в машине. Кроме того,
менее мощные усилители только выигрывают, когда кабели
питания имеют сечение большее, чем нужно: в этом случае при
работе усилителя на полную мощность наблюдается значитель-
ное снижение искажений.
Примечание 1.
Очень важно также качественно выполнен-
ное заземление, то есть соединение отрицательного провода от
усилителя с „землей“ автомобиля. Соответствующий разъем
для земляного провода (например, НА-78 или любое хорошее
соединение обжимного типа) должен быть привинчен непо-
средственно к шасси автомобиля, то есть к „голому“ металлу.
Место закрепления соединения должно быть хорошо зачище-
но, чтобы был обеспечен надежный контакт с шасси. Хорошее
заземление усилителя мощности устраняет почти все пробле-
мы, связанные с шумом; с другой стороны, появление шумов
зачастую связано именно с плохим заземлением усилителя.
Примечание 2.
Существует довольно простой способ прове-
рить, правильно ли установлена система электропитания (за-
земления усилителя и подключения кабеля питания, включая
предохранители), то есть нет ли потерь напряжения, вызывае-
мых неверным подключением. Включите систему и установи-
те регулятор уровеня громкости в среднее положение. Замерьте
напряжение непосредственно а) на полюсах аккумулятора и
б) на входе питания установленного в машине усилителя. Раз-
ница показаний между аккумулятором и входом питания уси-
лителя должна составлять не более 150 мВ. Если эта величина
окажется менее 100 мВ, значит, подключение произведено пра-
вильно. Если разница напряжений окажется более 150 мВ — не-
обходимо заново проверить проводку и подключение!
Предохранители
Еще один часто оставляемый без должного внимания аспект
установки автоаудиосистемы — правильное применение пре-
дохранителей. Следует отметить, что все предохранители, ус-
тановленные в автомобиле, предназначены для защиты маши-
ны от короткого замыкания положительного провода на зазем-
ление (отрицательное) шасси, а не для защиты усилителя. Этот
факт часто не принимают во внимание. Поэтому очень важно
установить по крайней мере один предохранитель на кабеле
питания, и не далее чем в 15 см от положительной клеммы ак-
кумулятора. Это обеспечит защиту положительного провода
от короткого замыкания на заземленные шасси машины. Ра-
зумеется, номинал предохранителя следует выбрать исходя из
максимальной токопроводящей способности кабеля. Вот не-
сколько конкретных примеров выбора главного предохрани-
теля:
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 107 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 109 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст