МУЗЫКА
C D
но проведена всеми участниками этой
записи.
Jean-Marie Leclair
Sonatas For Violin And Basso Continuo
Trio Sonnerie
ASV Gaudeamus GAU 106
51:22
Уроженец Лиона Жан-Мари Леклер
(1697-1764) был, видимо, неплохим
танцовщиком и балетмейстером, если
Сардинский двор пригласил его на ра-
боту в качестве „maitre de ballet“. Но,
как и его отец Антуан Леклер, Жан-
Мари владел сразу несколькими искус-
ствами, в том числе игрой на скрипке.
Нового танцовщика услышал знамени-
тый в то время итальянский скрипач
Дж. Сомис и тут же предложил ему ра-
боту.
.. в качестве скрипача. Предложе-
ние было принято. Мы не можем те-
перь сами судить об уровне игры Лек-
лера на этом инструменте, но то, что он
стал прекрасным композитором, нам
доподлинно известно. В последние го-
ды нашего века его творчество все боль-
ше и больше привлекает музыкантов,
и уже многие фирмы выпускают диски
с записями его произведений (он, кста-
ти, писал не только для скрипки, но и
для других инструментов, например
для флейты).
На компакт-диске английской фир-
мы „ASV“ представлены три довольно
большие четырехчастные сонаты
Ж.-М. Леклера в исполнении „Trio
sonnerie“: Моника Хаггетт (скрипка),
Сара Каннингам (виола да гамба) и Ми-
ци Мейерсон (клавесин). Открывает
программу самая известная из сонат,
звучавшая на похоронах ее автора, —
„Le Tombeau“ („Гробница“,
op.
5 №
6) с
замечательным гавотом, нежная и од-
новременно изящная мелодия которо-
го может служить прекрасным приме-
ром композиторского дара Леклера.
Ария из соль-мажорной сонаты (
ор
. 9
7) Леклера не уступает по красоте и
мелодичности музыке двух француз-
ских знаменитостей Ф. Куперена и
Ж.-Ф. Рамо. При этом надо отметить
своеобразие скрипичной партии —
оригинального сплава итальянской и
французской манеры: учеба у Сомиса
и дружба со знаменитым композито-
ром Локателли не прошли даром для
Леклера. Конечно, чтобы его музыка,
виртуозная, наполненная украшения-
ми и в то же время проникновенно ли-
ричная, нашла путь к современному
слушателю, нужно очень хорошо осво-
ить музыкальный язык той эпохи и, со-
ответственно, манеру игры. Всем этим
прекрасно владеют музыканты „Trio
Sonnerie“, известные но многочислен-
ным записям в качестве солистов (Мо-
ника Хаггетт принадлежит сегодня к
числу ведущих аутентичных скри-
пачей мира) и ансамблистов. Остается
только пожалеть, что продолжитель-
ность звучания диска по современным
меркам не очень велика. Но запись
предназначалась для грампластинки
(как сейчас говорят, „винила“), так что
остается порадоваться, что она доступ-
на теперь и на компакт-диске.
Reinhard Reiser
Markus-Passion
G. Türk, J. Bona, M. Zanetti,
К. Wessel, В. Reinhold, S. Husser;
Ensemble Vocal Sagittarius;
Le Parlement de Musique;
M.
Laplenie
Accord 205312
75:30
Было бы слишком смело утвер-
ждать, что широкой публике хорошо
знакомо имя немецкого композитора
Рейнхарда Кайзера (1674-1739). А
ведь на протяжении всего XVIII века
какими только высокими титулами не
награждали этого ярчайшего предста-
вителя гамбургской оперы знатоки и
ценители музыки! И в рождении и в
смерти опередившего И.-С. Баха ровно
на одиннадцать лет композитора назы-
вали „гордостью Германии“, „самобыт-
ным гением“ и даже „величайшим из
людей“. Сам Бах чрезвычайно почти-
тельно относился к музыке своего стар-
шего современника, снимал с его сочи-
нений копии и исполнял его произве-
дения. Среди исполнявшихся Бахом
композиций Кайзера были как раз и
„Страсти по Марку“, может быть пото-
му и привлекающие к себе уже не впер-
вые внимание разных фирм.
Общий характер самой новой запи-
си „Страстей по Марку“, осуществлен-
ной французской фирмой „Accord“,
как бы предопределен составом испол-
нителей. Все основные партии отданы
в ней очень опытным вокалистам
аутентичного направления. Партию
Иисуса исполняет бас Жак Бона, Еван-
гелиста — тенор Герд Тюрк. Не менее
известны имена контр-тенора Кая Вес-
селя и сопрано Моник Занетти. В запи-
си участвуют два коллектива: вокаль-
ный ансамбль „Sagittarius“, специали-
зирующийся на музыке немецкого ба-
рокко (отсюда и его название — латин-
ское прочтение имени немецкого ком-
позитора Г. Шютца — „стрелец“), и ор-
кестр ,,Le Parlement de Musique“ Мар-
тина Тестера, специализирующегося
на исполнении (и записи) старой музы-
ки. Всем коллективом дирижировал
создатель и руководитель ансамбля
„Sagittarius“ Мишель Лаплени, в свое
время непременный участник (тенор-
баритон) нескольких знаменитых ан-
самблей, таких как „Les Arts Floris-
sants“ и „Clement Janequin“ (в начале
1990-х гг. он выступал в Москве на од-
ном из фестивалей старинной музыки
в составе ансамбля Вильяма Кристи).
Результат работы большого колле-
ктива, бесспорно, значителен: это луч-
шая на сегодня запись популярного
произведения Р. Кайзера. Собственно,
это вообще первая запись, в которой
„Страсти по Марку“ воспринимаются
как полноценное музыкальное произ-
ведение, а не привлекают к себе толь-
ко вежливый интерес как некий архив-
ный факт (автор — предшественник
Баха, произведение — этап в развитии
жанра „пассивное“ и т. п.). Музыкан-
там здесь удалось в равной мере все: и
хоры, и речитативы, и арии (их у Кай-
зера десять). Среди последних особен-
но хочется отметить теноровую арию-
ламенто „Wein, ach wein’ jetzt um die
Wette“ („Плачьте, о плачьте же.
..“),
которая следует за евангельским тек-
стом, повествующим о тройном от-
речении Петра („И изшед вон плакася
горько“). Очень хороши живые темпы,
отнюдь не вредящие четкой деклама-
ционности. Да и вообще вся компози-
ция, исполненная как бы на одном ды-
хании от первого хора (Sonate) до по-
следнего „Amen“, отмечена прекрас-
ным вкусом и чувством стиля. Удачная
запись!
©
Е. Добрушкин
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 102 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 104 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст