C D МУЗЫКА
Frederic Chopin
Nocturnes (II)
L.
Devos
Ricercar 145143
58: 25
Сравнительно небольшой каталог
фирмы „Июегсаг“ всегда формировал-
ся только из раритетов — малоизвест-
ных имен композиторов, ранее не ис-
полнявшихся произведений ИТ. п. Тем
более удивительно было увидеть в нем
имя Шопена, чьи популярнейшие нок-
тюрны и вальсы относятся к числу ед-
ва ли не самых записываемых сочине-
ний. Долго гадать о „сверхзадаче“ ди-
ска в данном случае не пришлось, ключ
к разгадке дан на его обложке: указан
не совсем обычный инструмент, на ко-
тором здесь исполняются поздние
сочинения Шопена. Действительно, на
этот раз задумана любопытная новая
серия дисков (на .Шшегсаг“ любят мас-
штабные проекты, которые, к сожале-
нию, иногда затягиваются на десяти-
летия) с записями музыки польского
композитора в исполнении бельгий-
ского пианиста Люка Дево на фортепь-
яно разных фирм первой половины
XIX века, которые использовал в сво-
их выступлениях Шопен. Уже сама по
себе идея такого проекта очень привле-
кательна, поскольку во времена Шопе-
на индивидуальные отличия фортепь-
яно разных мастеров были более
значительны, чем сейчас. Именно в
первой половине прошлого века проис-
ходил бурный процесс усовершенство-
вания этого инструмента, приведший
к созданию того типа фортепьяно, ко-
торый уже смело может называться
ближайшим родственником нынешне-
го рояля. Например, ставшее целым
этапом в строительстве фортепьяно
важнейшее изобретение, называемое
„двойным ходом“, или „двойной репе-
тицией“, и сделавшее механизм ин-
струмента значительно более точным и
чувствительным, было показано широ-
кой публике его автором Себастьеном
Эраром на Парижской выставке лишь
в 1823 году (напомню, что Фредерик
Шопен умер в 1849 году). Известно,
что Шопен демонстрировал свое искус-
ство на инструментах фабрик Эрара,
Плейеля и Бродвуда (отдельныеэкзем-
пляры того времени дошли и до наших
дней).
На данном компакт-диске записано
хорошо отреставрированное фортепья-
но английской фабрики Бродвуда, да-
тируемое примерно 1845 годом. Пере-
сказывать,
как
звучит этот инстру-
мент, бессмысленно; достаточно отме-
тить, что он звучит совершенно иначе,
нежели современный рояль. Кому-то
исполнение Дево покажется сухим, ма-
лоэмоциональным, даже лишенным
привычной шопеновской поэзии. Но та
же интерпретация может быть описа-
на и совсем в других терминах — ска-
жем, как очень продуманная, точно
выверенная, лишенная излишней сен-
тиментальности и, главное, соответст-
вующая особенностям того инструмен-
та, на который ориентировался компо-
зитор, или даже вытекающая из них.
Словом, каждый будет сам решать для
себя, насколько интересна эта новая
версия популярнейшей музыки Шопе-
на, весьма отличная от всех предыду-
щих. Для этого надо послушать диск.
Felix Mendelssohn
Symphonies For Strings №№
9, 11
Deutsche Kammerakademie Neuss,
J.Goritzki
Claves CD 50-9002
67:42
Есть такой старый консерваторский
анекдот. Студенту на экзамене задает-
ся вопрос: „Сколько симфоний написал
Бетховен?“ — „Три“, — не задумыва-
ясь, отвечает студент. „Какие же имен-
но?“ — иронически спрашивает про-
фессор. „3-ю, 5-ю и 9-ю“, — бойко от-
вечает студент. Это анекдот. А теперь
заглянем в третий том канонического
консерваторского учебника по истории
музыки 1976 года. Здесь из Списка
произведений Мендельсона мы узнаем,
что композитор оставил нам в наследие
„всего 14 симфонических произведе-
ний“. Однако в самом тексте о симфо-
ническом творчестве композитора го-
ворится, что „из
пяти
симфоний Мен-
дельсона две.
.. удержались в мировом
симфоническом репертуаре“. Так
сколько же симфоний написал Мен-
дельсон: четырнадцать, пять или, как
в анекдоте, вовсе две? И откуда же поя-
вились номера симфоний 9 и 11, стоя-
щие на обложке рецензируемого ди-
ска? Все дело в том, что 12 ранних сим-
фоний для струнного оркестра почему-
то зачастую считают даже недостойны-
ми упоминания. Хотя, с другой сторо-
ны, было бы неверным утверждать, что
эти „несуществующие“ произведения
совсем не исполняются и не записыва-
ются.
Принцип выбора швейцарской фир-
мой „Claves“ именно этих двух симфо-
ний для записи очевиден: в 9-й симфо-
нии до минор третья часть (скерцо) со-
держит в себе трио, самим композито-
ром названное „швейцарским“, а в
1 1
-й фа минор вторая часть (также
скерцо) названа „Швейцарской пес-
нью“. Известно, что Мендельсон напи-
сал эту музыку в возрасте 14 лет под
впечатлением путешествия по Швей-
царии. Связывать напрямую музы-
кальный материал симфоний с тем, что
видел юный композитор в Альпийской
республике (то есть непосредственно со
зрительным рядом), было бы столь же
малопродуктивно, как, например,пы-
таться представить себе швейцарские
Альпы по репродукции картины Кас-
пара Вольфа, воспроизведенной на об-
ложке буклета к диску. И все же пра-
вы музыковеды, которые находят в
этих симфониях (причем не только в
названных „швейцарских“ частях) от-
голосок тех фантастических ощуще-
ний, которые испытал композитор при
виде невероятных красот маленькой
горной страны и которые до конца жиз-
ни сохранил. Дирижер Йоханнес Го-
рицки и его не очень именитый, но
вполне квалифицированный оркестр,
в свою очередь, наполнили музыкаль-
ную ткань симфоний воздухом, что
представляется очень уместным при
воспроизведении запечатленного в му-
зыке эмоционального состояния юно-
го маэстро. Не последнюю роль в соз-
дании яркого романтического звуча-
ния симфоний сыграла и известная
Гейдельбергская тон-студия Ван Геста,
на которой был записан диск. Так что
первоначальная идея Мендельсона бы-
ла удачно подхвачена и последователь-
АУДИО MAI'АЗИН 4/1997
предыдущая страница 101 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 103 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст