ФОНОТЕКА
средств, нежели при исполнении фуг.
Здесь игра П. Николсона отличается
изяществом и виртуозностью, тонкой
нюансировкой с использованием раз-
ных регистров клавесина. Неожидан-
но — „не по правилам“, после быстрой
жиги — Гендель завершил сюиту
большой пассакалией, пьесой вариа-
ционного характера. Может быть,
именно этим объясняется излишне
живой ее темп в данном исполнении,
хотя и эта часть, в общем-то, сыграна
английским музыкантом мастерски.
J. Brahms
Sonates pour clarinette et piano
M. Portai, clarinette;
G. Pludermacher, piano
Harmonia Mundi France 790904
45:56
brahms
sonates pour clarinette et piano
michel portai
georges pludermacher
^ttiût
Как и другие кларнетовые произве-
дения, две сонаты — фа минор и ми-бе-
моль мажор — Й. Брамс написал в са-
мом конце своей жизни, в 1894 г., и
связаны они с именем известнейшего
в то время кларнетиста Рихарда Мюль-
фельда. Среди других камерных сочи-
нений Брамса знатоки и любители его
творчества очень высоко ценят не
только гениальный кларнетовый квин-
тет, но и остальные произведения для
этого инструмента за особую искрен-
ность, с которой в них высказаны со-
кровенные мысли и чувства компози-
тора. Французская запись двух сонат
в исполнении известного кларнетиста
Мишеля Порталя как раз отличается
лиричностью и задушевностью. Сво-
бодно льющееся, мягкое, как бы не-
много приглушенное звучание клар-
нета М. Порталя очень удачно сочета-
ется с тонкой интерпретацией мате-
риала пианистом Г. Плюдермахером.
Особенно привлекает отсутствие у это-
го ансамбля напористости, агрессив-
ности, в которые порой выливается не-
уемное „романтическое“ чувство иных
музыкантов при исполнении брамсов-
ских сонат. В этом смысле, может
быть, наиболее показательной являет-
ся первая часть фа-минорной сонаты,
Аллегро апассионато (самая большая
часть в сонате), которой открывается
программа диска.
В буклете к диску опущена одна не-
маловажная деталь: ни словом не упо-
мянут тот факт, что записанные две со-
наты были предназначены самим
Брамсом либо для кларнета, либо для
струнного инструмента — альта. Впер-
вые эти произведения я услышал
именно в альтовом варианте, но до сих
пор ни одна альтовая версия (а запи-
сей их довольно много) меня не удов-
летворила. Кто „виноват“ — сам Брамс
(несколько напряженное струнное
звучание изначально не очень гармо-
нирует со слегка меланхолическим на-
строем сонат) или исполнители, — су-
дить не берусь. Во всяком случае, ко-
гда слушаешь игру Мишеля Порталя,
невольно появляется мысль, что все-
таки эти произведения лучше всего
подходят для кларнета. Возможно,
впрочем, что когда-нибудь найдется
альтист, который изменит это пред-
ставление.
W. A. Mozart
Don Giovanni
W. Van Mechelen, H. Claessens.
E. Vink, M. Schäfer, N. Argenta etc.
.
Collegium Compostellanum,
La Petite Bande, S. Kuijken
Accent ACC 95116/18 3 CD
2:32:41
В октябре этого года будет своеоб-
разный юбилей — 210 лет со дня пер-
вой постановки „Дон Жуана“ Моцар-
та, состоявшейся в Праге. Но, как при-
нято в этих случаях говорить, интерес
к моцартовскому шедевру не ослабева-
ет и по сей день. Выходят все новые его
записи, хотя с чисто технической сто-
роны делать их достаточно сложно:
обычно продолжительность действия
колеблется между 2,5 и 3 часами. И
тем не менее перед нами новая версия,
только что изданная бельгийской фир-
мой „Accent“ (правда, запись сделана
в октябре 1995 г. — разрыв между да-
той исполнения и выходом в свет дис-
ка по нынешним меркам слишком
большой). Впервые к сценическому
творчеству Моцарта известный бель-
гийский скрипач и дирижер Сигиз-
вальд Куйкен обратился несколько
лет назад, выбрав для этого также опе-
ру на текст Лоренцо да Понте — „Так
поступают все“ („Accent“ ACC 9296/
98). Как и „Cosi fan tutte“, „Дон Жу-
ан“ предстает в виде „живой“ записи,
что честно обозначено на лицевой сто-
роне буклета специальным значком
фирмы „Accent-live“. Однако сразу хо-
чу уведомить скептиков: хотя записи
спектаклей с технической стороны за-
частую действительно оставляют же-
лать лучшего, эту фонограмму можно
отличить от студийной только по ред-
ким покашливаниям да аплодисмен-
там зрителей в конце актов.
До появления нового варианта пред-
почтительной для меня была запись
1989 г. под управлением шведского
дирижера Арнольда Остмана (Ost-
man). Теперь, сравнивая эти две рабо-
ты, трудно сделать выбор. При общем
для обеих очень высоком уровне глав-
ное отличие вытекает из разного про-
чтения Остманом и Куйкеном драма-
тургии оперы. Бельгийский дирижер
более гибок в использовании вырази-
тельных средств, в частности темпов.
Особенно здесь привлекает само звуча-
ние оркестра и его соотношение с во-
калом. Конечно, при исполнении „Дон
Жуана“ С. Куйкену пришлось увели-
чить обычный состав своего „La Petite
Bande“ почти втрое. Однако этот заме-
чательный коллектив сохраняет важ-
нейшие черты своей исполнительской
индивидуальности: непосредствен-
ность, легкость, гибкость и вырази-
тельность. В результате даже опыт-
ный слушатель обнаруживает немало
ранее не слышанных им, „неожидан-
ных“ инструментальных ходов, тем-
бральных нюансов и т. п.
Конечно, для многих любителей
опера — это прежде всего вокал. И
здесь следует признать, что бельгий-
ские певцы, пока что известные до-
вольно узкому кругу знатоков (в том
числе по предыдущей записи, „Cosi
fan tutte“), прекрасно справились со
своей задачей. Я думаю, что слуша-
тель со стажем, который сумеет пре-
одолеть возможное предубеждение
против неизвестных имен певцов и по-
слушает эту запись, будет вознаграж-
ден ярким звучанием новой интерпре-
тации. Настоящий любитель музыки
оценит и запомнит исполнителя пар-
тии Дон Жуана Вернера ван Мешлена,
а также имена Елены Финк (Донна
Анна), Хуба Клессенса (Лепорелло) и
остальных участников прекрасного
ансамбля.
©
Е. Добрушкин
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
89
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст