ФОНОТЕКА
J.
S. Bach
Cantatas BWV 12, 18,61
J.
Baird, D. Minter, B. Butterfield,
J.
Weawer, American Bach Soloists,
J.
Thomas
Koch 37332
52:40
KOCH
INTONATION«!
(U
iUC
l
A M E RICAN
BACH
SOLOISTS
*
6
1
felfrey
Thom*»
. M
im
ic
D
tfcctot
J.S Bach
CANTATAS
FROM
MÜHLHAUSEN
AND
WEIMAR
12
.
W
ruun
. K
laxtn
.
Sonm
/дуга
J*-
(Jtxbw
ie Jr: R
tgen
0ad Sehnte
n*n
Hunm
ti fàÜx
61
Пия komm
, du Hudta Ifailmd
lulurm
t Bend
D
rew
M
ima
Нлшплп
Mu
ttrrfidd
U
rne»
W
eave;
К трехсотлетию со дня рождения
И. С. Баха в 1985 г. практически все
его духовные кантаты уже были пред-
ставлены в грамзаписи. Тем не менее
в начале 1990-х гг. сразу несколько
фирм объявляют о выпуске своих соб-
ственных собраний записей кантат.
Причем к этой части баховского насле-
дия обращаются теперь не только ев-
ропейские, но также американские и
японские музыканты.
Фирма „Koch“ выпустила пока пять
компакт-дисков, на которых записа-
ны кантаты под управлением Джеф-
фри Томаса в исполнении американ-
ских музыкантов (двое из них, сопра-
но Джулианн Бэйрд и контр-тенор
Дрю Минтер, имеют и европейскую
известность). Естественно, когда уже
есть записи всех 200 кантат, становит-
ся важным прежде всего то новое и
своеобразное, что вносит свежая рабо-
та. Уже из буклетов дисков видно, что
внешним отличительным признаком
новой серии исполнений является си-
стематическое использование Дж. То-
масом предельно малого коллектива
музыкантов. Кроме необходимого ко-
личества солистов-певцов, дирижер
привлекает по одному исполнителю на
каждый голос — как в инструменталь-
ном ансамбле, так и в хоре. Такой под-
ход уже был испробован Э. Пэрротом
и Дж. Рифкиным при записи отдель-
ных кантат и дал тогда очень хорошие
результаты. Но как принцип для соб-
рания записей он использован впер-
вые.
Выбранный для первого знакомст-
ва новейший, пятый том серии содер-
жит в себе три великолепные ранние
работы Баха — кантаты BWV 12, 18 и
61 (1704-1714 гг.). С первых же зву-
ков красивейшей симфонии кантаты
BWV 18 „Gleichwie der Regen und
Schnee vom Himmel fallt“ („Как дождь
и снег падают с неба“) обращает на се-
бя внимание прекрасная фразировка,
которую демонстрируют американ-
ские музыканты. С ее помощью дости-
гается прежде всего отчетливая декла-
мационность. А в сочетании с малым
составом оркестра это делает испол-
няемую музыку не только очень жи-
вой и выразительной, но и удивитель-
но прозрачной, ясной. Слушатель по-
лучает возможность свободно следить
за каждым голосом часто очень слож-
ной партитуры баховских произведе-
ний. Показательно в этом смысле зву-
чание речитатива с литанией из этой
же кантаты № 18, где хор состоит все-
го из четырех певцов. Своеобразное со-
поставление хора и одного из вокали-
стов, предписанное композитором, —
эта часть является смысловым цен-
тром кантаты, — звучит значительно
убедительнее, нежели в других интер-
претациях. Все сказанное смело мож-
но отнести и к другим кантатам, пред-
ставленным на диске. Так что в целом
можно заключить: американский про-
ект является очень удачным дополне-
нием каталога записей кантат велико-
го Баха.
G. F. Handel
Harpsichord Works
Р. Nicholson
Hyperion CDA 66931/2 2CD
2:27:34
The kiehl Hrtffxiehord Suita
Six rugues or \bluntaryi
F
llgUC
in Г
: ■
Fugue in F
PAUL NICHOLSON
Стереотипы очень живучи. В созна-
нии большинства неспециалистов ка-
ждый композитор, как правило, ассо-
циируется с определенным музыкаль-
ным жанром (или даже с определен-
ным произведением). Не избежал это-
го и Гендель, имя которого прочнее
всего связывается с вокально-оратори-
альными композициями, прежде все-
го с ораторией „Мессия“ и ее „Алли-
луйей“. Но этот знаменитый компози-
тор совсем не чуждался камерного
творчества и добился в нем больших
успехов: он писал и для отдельных ин-
струментов, и для разных их составов
(трио сонаты для двух скрипок и бас-
со континуо,
ор.
2 и 5; трио сонаты для
флейты и гобоя; сонаты для флейты,
ор.
1, ит. д.). Думается, камерное и ин-
струментальное наследие Генделя не
столь популярно потому, что скром-
ных камерных произведений он напи-
сал гораздо меньше, чем монументаль-
ных композиций — ораторий и опер.
Дело еще в том, что большая часть его
сочинений, скажем для клавишных
инструментов, утеряна. Повезло из-
данным еще при жизни композитора,
поскольку они вполне доступны сего-
дня для исполнителей. К таким сочи-
нениям относятся 8 сюит (1720 г.) и
6 фуг (1735 г.) для клавесина, запи-
санные на двухдисковом альбоме анг-
лийским клавесинистом Полом Ни-
колсоном. Жанры эти вполне обычны
для того времени, им уделил, как из-
вестно, много внимания и современ-
ник Генделя Иоганн Себастьян Бах.
Бессмысленно оценивать эти произ-
ведения Генделя, сравнивая их с ше-
деврами Баха, поскольку каждый из
композиторов шел своим путем. Сто-
ит лишь заметить, что в полифониче-
ском мастерстве эти два немецких
композитора не знали себе равных сре-
ди современников. Уже поэтому пред-
ставленные в альбоме фуги заслужи-
вают пристального внимания. Хотя
эти сочинения были опубликованы в
год пятидесятилетия Генделя, написа-
ны они значительно раньше, в 1716-
17 гг., и представляют собой класси-
ческие образцы этого жанра. Доволь-
но строгая, с тщательной проработкой
голосов и одновременно лишенная
помпезности манера игры клавесини-
ста Пола Николсона вполне соответст-
вует музыкальному материалу фуг.
Для любителей же более „легкой“ му-
зыки приятным открытием будут сюи-
ты, в которых при строго заданной
форме (обычной последовательности
танцев: аллеманды, куранты, сарабан-
ды, жиги и т. д. — или чередовании
контрастных движений: адажио —
аллегро — ларго и т. д.) Гендель про-
являет очень большую изобретатель-
ность, в том числе и по части конструк-
ции произведений. Особенно хочется
обратить внимание на большую и
очень красивую сюиту № 7 в соль ми-
норе. Развернутая вступительная
Увертюра во французском стиле и сле-
дующие за ней Анданте, Аллегро, Са-
рабанда и Жига требуют от исполни-
теля уже других выразительных
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
87
предыдущая страница 88 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 90 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст