МУЗЫКА
ф
Ъ
Ф
М
Я
М
Я
О тку д а кукуш ки кри к?
С к в о зь чащ у густого б ам б у ка
С о ч и тс я л у н н а я н о ч ь .1
Э то тр е х ст и ш и е — одн о и з н ес к о л ьк и х хо кку М ац у о Б а с ё , в ко-
торы х уп о м и н ается голос кукуш ки . П е р вая стр о к а хо кку о тд ел ен а
от остал ьн ы х кратки м в о о б р аж ен н ы м м ол чан и ем (к р и к птицы о т-
те н я ет ти ш и н у, ещ е м иг п осле него он а д л и т с я ). В други х т р е х с т и -
ш иях Б а с ё м н о ж ество р аз п и сал о голосе кукуш ки с восторгом . В
этом вы р аж ен а л и ш ь в н езап н о ст ь ее к р и к а — со ч е т а н и я дву х зв у -
ков с тем н ы м б е сстр астн ы м тем бром . П о след н и й , н и ж н и й его зву к
ассо ц и и р у ет с ди ссо н ан тн о стью , о ттен ком н а п р я ж е н и я , он как буд-
то о б р а зу е т б л и зки й к п ол утон у и н тер в ал с и рреальн ой тон и кой .
И н тон ац и я п ервой строки о зн а ч а е т с к о л ь ж е н и е в згл яд а в про-
стр ан ст ве.
З ат ем зри м ое вп еч ат л е н и е с т ан о в и тс я р азр еш е н и ем зву ко во го
д и сс о н а н са2 3
.
Б ас ё р и су ет к о н тр а ст б ам б у ка и л у н н о го с в е т а (п р о зр ач н о -п е-
п ельн ое си я н и е среди тем н ой з е л е н и ). Б ам б у к — на В осто ке с и м -
вол ст р ем л ен и я вверх, к небу. К ром е п р ям и зн ы ство л о в эту с и м -
воли ку д е л а е т ес те ств ен н о й его сп о с о б н о с ть к' ф а н т а с т и ч е с к и б ы -
стром у росту. Л у н н ы й св е т, н ап р о ти в, д е л а я ночью ви ди м ой з е м -
лю , о б н ар у ж и в а ет с в я зь н еб а с те м . ч то вн и зу , „в гл у б и н е д о л и -
ны ". Д и ссо н ан с , р а с с е и в а я с ь в этом к о н тр а сте , у гасает.
В ероятн о, л у ч ш ее из всего, что н ап и сал Х орхе Л у и с Б о р х ес , —
это и звестн ы й р ас ск а з о Т л ён е — п л ан ет е, которую при дум али ч л е -
ны н екоего тай н о го о б щ ес тва . О н и со ч и н и л и о п и сан и е этой п л а -
н еты , в к л ю ч а в ш е е все — „с тр а х и е е м и ф о л о ги и .
.. е е а л г е б р у и
огон ь". В л и те р а ту р е одного из п ол уш ари й Т л ён а „ ц а р я т п р ед м е-
ты и деал ьн ы е, в о зн и каю щ и е и и сч езаю щ и е.
.. по тр е б о в а н и ю по-
эт и ч ес к о го за м ы с л а . И н огда их о п р е д е л я е т т о л ь к о о д н о в р е м е н -
ность. Е сть п редм еты , со с то я щ и е и з двух к ач ес тв — ви ди м ого и
слы ш им ого: ц вет восхода и отд ал ен н ы й кри к п ти ц ы ". В ед и н стве
ц вета и крика у тр а ч и ва ю т р еа л ь н о с ть восход и п ти ц а, м и р с т ан о -
ви тся ком п озиц и он н о подобен м узы ке.
К рик Б о р х ес д е л а е т д и сс о н а н тн ы м , не о п р ед е л я я пти ц у, — м яг-
кий ц вет восхода п о сл е зв у ч а н и я , вы р ази м о го сл овом „ к р и к ", в о с-
п р и н и м ается как р азр еш е н и е д и сс о н а н тн о ст и . И вн овь у п о м и н а-
ние кри ка птицы со зд а ет во о б р а ж ен н ы й м иг ти ш и н ы , которы й о с -
т а ет ся равно вн е цвета и зву ка.
Когда слы ш и ш ь п ти ц у, д л и те л ь н о с ть э того н ап ом и н аю щ его о ж и -
д ан и е м ига в о зн и к ает со в ер ш ен н о сп о н та н н о , он а п охож а на м у-
зы кальн ую п аузу со зн аком fe rm ata ( О ). Э то т зн а к у к а зы в а е т на
в о зм о ж н о сть свободн ого у в е л и ч ен и я и сп о л н и т ел ем д л и те л ьн о с ти
паузы (н оты , акк о р д а). О н п ред п о л агает, что ее д и к т у е т
звучание
м узы ки и она не м ож ет бы ть о п р ед ел ен а в н отн ой зап и си , п отом у
что всегда ед и н и чн а.
Ф а н тази ю д л я ф о р т еп ьян о ре м и нор М о ц ар т н ап и сал в В ен е в
1782 году. В ней он и сп о л ьзу ет ф е р м ату б е сп р ест ан н о , сл о в н о иг-
рает ею (его у в л еч ен н о ст ь свободн ы м и д л и те л ь н о с тя м и зв у к о в и
п ауз ви дн а не то л ь к о в этой п ьесе, д р у го й п р и м ер — ф а н т а з и я
c-m oll, К. 475).
Ф ерм атой в ф ан тази и ре м инор пом ечен п ослед ни й , д о м и н ан т-
ный. зву к вступ лен и я (a n d a n te ) — глубокое басовое пиано. Д в е п ау-
зы с ф ерм атой п одчеркиваю т п ри б л и ж ен и е ладовой м одуляци и '. Н е-
сколько свободны х д п и тел ы ю стей — паузы , акк орд а, трел и — со -
п утствую т вспы ш кам p resto . П ау за с ф ерм атой п р ед в ар яет pianis-
sim o в последни х та к та х пьесы . И ещ е одна — р а зр ы в а е т adagio,
первую часть ф ан тази и : эта п ауза, когда п росм атри ваеш ь ли сты с
нотным текстом М оц арта, н екоторое врем я о с т а в л я е т ощ ущ ен и е,
что ее ком позиционны й см ы сл у ск о л ьзает, т е р яе тс я.
1
Хокку Басё даны в переводах В. М арковой.
- М узыкальный термин „разреш ение диссонанса" тем самым получает
отчасти иносказательный смысл.
3 Ладовая модуляция — здесь: мена минора на мажор с сохранением
прежней тоники
ре.
В. А
. Моцарт (Анфанг. 1789). Незаконченный портрет маслом работы Й
. Лан-
ге. Оригинал —
в музее Моцарта в Зальцбурге
М ел о д и я a d a g io — это в н ач ал е п р и зр а ч н о е д в и ж е н и е зв у к о в, в
него п р о н и к а ет и н то н ац и я со м н ен и я . П отом в н езап н о м у м ерн ом у
п овторен и ю одного зв у к а н ач и н аю т а к к о м п а н и р о в а ть б асо вы е кон -
со н а н с ы , зв у ч а н и е ак к о р д о в с т а н о в и т с я все б о л е е м рач н ы м , но,
о тт ен ен н о е м ел од и ч ески м ш три хом , п р ер ы в ает ся . Его с м е н я е т вто-
рая те м а ad ag io , ти хи м и в с п л еск ам и в ней н а р а с т а е т м я те ж , и д а л ь -
ш е зв у к и , о б ъ ят ы е им , д в а ж д ы н и сх о д я т к то н и к е. С п ер ва это д в и -
ж е н и е з а в е р ш а е т роб ко е piano, за т е м то н и к а — я ркое forte. Н ад
п ау зо й п осл е него М о ц а р т п о стави л ф ер м ату .
Т о н и ч ес к и й зв у к о б л ад ает сп о н та н н о й э к с п р есс и е й п ред ел а, ис-
ч е р п ан н о с ти м елоди и , и п отом у о ж и д ан и е, д и к ту е м о е ф ер м ато й ,
т е р я е т ц ел ь и п р о зр ач н о ст ь, с т а н о в и т с я м и м ол етны м в о п р о си тел ь-
ным то м л е н и е м , к оторое о б р ащ ен о к то л ьк о что зву ч авш ей м узы -
ке. Е е за м к н у т о с т ь т е п е р ь р езк о о ч е р ч е н а . О н а к ак б удто с т р е м и -
л а с ь р азр у ш и ть е е и о тс ту п и л а п осле то н и ч е ск о го forte, заст ав и в
М о ц ар т а п о м ети ть п ау зу ф ер м ато й , ко то р ая п о зв о л я е т рассл ы ш ать
эт о с т р ем л ен и е.
И вдруг п ау за д е л а е т с я п р о зр ач н о й , она з а п о л н я е т с я д л я щ и м ся
чув ств о м о тд ел ен н о ст и м у зы к ал ьн ы х зв у к о в (п р и х о тл и в о о р ган и -
зо в ан н ы х к о л еб ан и й в о зд у х а) от о ст ал ьн о го м ира. М ел о д и я со зд а-
ет о б р а з п р о ст р ан ст в а, в котором во зм о ж н а то л ьк о он а, д л я д и с с о -
н ан со в зд е с ь н е в о зм о ж н о р а зр е ш е н и е в л у н н о м с в е т е , ц ветен и и
ви ш ен или восходе со л н ц а. К огда она п ер е с та е т зв у ч а ть , эт о т —
почти ви ди м ы й — о б р а з п р о ст р а н с т в а и сч езает .
П о с л е п аузы вн о вь зв у ч и т п р и зр а ч н а я те м а ad a g io , но т е п ер ь
зву к и п ервы х та к то в п ер ен есен ы на кв а р ту вн и з. В б о л ее н и зки х
зв у ч а н и я х п о я в л я е т с я и н то н ац и я, ко то р ая в о д и н аковой степ ен и
н ап о м и н ает и т о р ж е с т в о , и п ри м и р ен и е.
О д н о м у д и с с о н а н т н о м у к р и к у ку к у ш к и Б а с ё не н аш ел р а з р е -
ш ен и я в том . что уви дел вокруг, когда п ти ц а у м ол кл а. Ф и н ал ьн ы й ,
п одобны й м у зы к ал ьн о й то н и к е о б р а з х о кку , н ап и сан н о го об этом
к р и к е, он н аш ел среди св ои х восп о м и н ан и й или ф ан т ази й :
Т ам , куда у л е т а е т
К рик п р ед р ассв етн ы й кукуш ки .
Ч то та м ? — д а л е к и й остров.
©
П. Шулешко
86
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 87 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 89 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст