АВТОСАЛОН
тудой сигнала. Звук, прибывающий от
слишком отдаленного динамика, то
есть с большим опозданием, нельзя
компенсировать даже значительной
добавкой амплитуды сигнала. При
этом высококачественные динамики с
ровной широкой диаграммой направ-
ленности могут даже ухудшить ситуа-
цию. Динамик низкого качества, на-
против, обычно имеет более узкую на-
правленность и излучает неравномер-
но. Следовательно, излучение такого
динамика можно направить в проти-
воположную сторону салона, чтобы
ближайший слушатель оказался в той
части диаграммы, где излучение ос-
лаблено, подобно тому как это было в
третьем опыте (рис. 5).
а) Динамик с широкой диаграммой
направленности; динамик с узкой
диаграммой направленности
б) Динамики с широкой диаграммой
направленности, установленные в дверях
в) Динамики с узкой диаграммой
направленности, установленные в дверях
Рис. 5
Но, как известно, хочется, чтобы ов-
цы были целы, а волки сыты. Други-
ми словами, хочется, чтобы динамики
были высокого качества с широкой
диаграммой направленности и чтобы
их можно было без особых хлопот ус-
тановить в дверях. Решить такую за-
дачу поможет метод сужения диаграм-
мы направленности излучения дина-
мика, уже много лет используемый
аудиопрофессионалами.
Рис.
6
.:
а) Один динамик.
б) Два динамика, установленные рядом.
Измененная диаграмма направленности
Левый передний
Установочные
динамик
регулировки
Моно-
Правый передний
усилитель
динамик
Рис. 7. Улучшенный вариант подключения процессора центрального канала „ЕвР-З"
к
автомобильной аудиосистеме
Из электроакустики известно, что
если два одинаковых динамика распо-
ложить рядом, то их общая диаграм-
ма направленности сужается. С увели-
чением количества динамиков диа-
грамма продолжает сужаться, пока не
достигнет определенного предела.
Предельное значение зависит от раз-
мера динамиков и диапазона частот
излучаемых ими звуков.
Интересно отметить, что, когда два
динамика установлены рядом, их на-
правленность настолько же увеличи-
вается в одном направлении, насколь-
ко уменьшается в другом. Основной
недостаток этой системы заключается
в том, что два динамика никогда не бу-
дут звучать так же согласованно, как
один. Хотя, кончено, звуковое давле-
ние они будут создавать большее
(рис.
6).
Когда расположение динамиков от-
носительно друг друга хорошо проду-
мано и сами динамики достаточно
тщательно ориентированы, амплитуд-
ная коррекция разности расстояний
дает действительно неплохие резуль-
таты. Но звуковой образ перед слуша-
телем все-таки будет несколько расфо-
кусированным и расплывчатым. И
тут-то на помощь приходит процессор
центрального канала.
Если процессор центрального кана-
ла применять не для коррекции фоку-
сировки центрального образа, а для
каких-либо других целей, автомо-
бильная аудиосистема никогда не бу-
дет воспроизводить стереообраз досто-
верно. Проще говоря, если без цен-
трального канала стереообраз неваж-
ный, процессор центрального канала
не поможет вам его улучшить. Цен-
тральный канал имеет смысл добавить
только для коррекции фокусировки
фантомного центра.
Существует масса способов, которы-
ми можно добавить центральный ка-
нал в автомобильную аудиосистему,
но, пожалуй, лучший из них состоит
в следующем.
Процессор „Audio
Control ESP-3“ подключается, как по-
казано на схеме (рис. 7). Заметьте, это
не тот метод, который рекомендуется
в руководстве к процессору, но мы счи-
таем, что он работает лучше всего.
Сигналы, поступающие на правый
и левый передние динамики, не про-
ходят через процессор, но он получает
копии этих сигналов и, обработав, по-
дает их на задние динамики. На гром-
коговоритель центрального канала
сигнал подается с обычного выхода
центрального канала. При этом регу-
лятор „image control“ следует поста-
вить на максимум, а регулятор „spatial
control“ — на минимум. Используя
этот метод, можно получить невероят-
но четкий образ. Центральный гром-
коговоритель должен быть однополос-
ным или состоять из одного СЧ-дина-
мика и одной „пищалки“.
Конечно, даже с центральным кана-
лом автомобильные акустические си-
стемы не будут создавать фантомный
центр с такой же точностью, как пра-
вильно установленная домашняя аку-
стика, но предложенный метод аку-
стической фокусировки дает все же хо-
роший, проверенный результат.
По материалам американского ин-
формационного бюллетеня „Auto-
sound 2000 Tech Briefs“. Печатается
с официального разрешения, получен-
ного при содействии фирмы „TRIA
Technologies“.
©
Перевод с английского
Д. Зиловянский
84
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 85 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 87 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст