АВТОСАЛОН
коны, если вы хотите, чтобы система
воспроизводила правильный образ.
Следовательно, количество возмож-
ных вариантов коррекции образа
уменьшается.
Итак, для динамиков, излучающих
в диапазоне свыше 500 Гц3, мы долж-
ны выбрать такое расположение, что-
бы расстояние от слушателя до каж-
дого из них отличалось не более чем на
60 см. Эту разницу мы в состоянии
компенсировать, регулируя распреде-
ление энергии между динамиками,
как было сделано в третьем опыте. На-
помним также, что в автомобиле мы
всегда сидим не в центре, поэтому ком-
пенсировать разницу расстояний осо-
бенно трудно.
Таким образом, просто увеличив
громкость одного из динамиков, мы не
решим проблемы, ведь для слушате-
ля, сидящего рядом, звуковой образ в
этом случае только ухудшится.
3
Как уже отмечалось в статье „Музыкаль-
ная машина“ в предыдущем номере „АМ“
(с. 109), звуковые волны ниже 500 Гц име-
ют достаточно большую длину по сравнению
с размерами автомобиля, поэтому разницу
фаз невозможно почувствовать, находясь в
салоне. А следовательно, НЧ-динамики (саб-
вуферы) можно спокойно установить на зад-
ней полке, под сиденьем или в багажнике.
а) Динамики в дверях
б) Динамики в „торпедо"
Рис. 4. Типичные соотношения расстояний
для автомобиля средних размеров
На рис.
4
показаны типичные соот-
ношения расстояний от водительско-
го места до динамиков в автомобиле
средних размеров. Разумеется, если
расчет вести для пассажира, картина
поменяется на противоположную.
Акустические характеристики у
всех автомобилей разные, поэтому
указанными соотношениями можно
пользоваться только в качестве ориен-
тиров. Понятно, что, вероятнее всего,
хороший стереообраз и фантомный
центр будут создавать динамики, рас-
положенные под „торпедо“, так как в
этом положении разница расстояний
составляет всего 12 сантиметров. На
втором месте вариант расположения
динамиков непосредственно в „Торпе-
до“, но в этом случае возникают про-
блемы, связанные с отражением зву-
ка от лобового стекла.
Легче всего установить динамики в
дверях, но это, несомненно, наихуд-
ший вариант, при котором получить
достоверный стереообраз без дополни-
тельных ухищрений практически не-
возможно. Типичная разница между
расстоянием от водителя до одного
„дверного“ динамика и расстоянием
до другого составляет около 60 см. Это
предельная разница, которую еще
можно как-то компенсировать ампли-
X совершенству шаг $а шагом
п рє д с тп л л я є т
КОМПАКТ-ДИСКОВ
«MICBOMCGn»
«SOLO CLASSIC»
J * и и і щ •
к о с т ь
Санкт-Петербург, Литейный np., 30, тел. (812) 325-3085
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст