1
£
I P
и
/
ь
$
ы
$
}
Ф
А
И
' Г
О
Щ
В прошлый раз мы попытались с по-
мощью основополагающих понятий
аудиофильского словаря, таких как
„звуковая сцена“, „локализация сте-
реообразов“, „передний и задний
план“, определить основные критерии
верного воспроизведения музыки в ма-
шине и начали разговор о принципах
расположения динамиков в салоне ав-
томобиля.
Размещение динамиков, безуслов-
но, важнейший момент в установке хо-
рошей автомобильной аудиосистемы.
Если динамики размещены плохо, ни-
что не сможет улучшить качество зву-
чания. Два правильно расположенных
недорогих динамика всегда будут зву-
чать лучше самых дорогих динами-
ков, которые установлены не там, где
следует. „Образность“ звучания авто-
мобильной аудиосистемы целиком за-
висит от выбора места установки ди-
намиков.
Как уже отмечалось, большинство
автомобилистов норовят установить
динамики там, где есть место, или там,
где они „классно“ выглядят. Мы про-
вели серию экспериментов, которые
наглядно демонстрируют, насколько
полезнее расположить динамики в тех
точках, где они хорошо звучат, а не в
тех, где они „смотрятся“. Эксперимен-
ты очень просты и призваны убедить
даже заядлых скептиков.
Для начала возьмем пару широко-
полосных динамиков (например, „Mi-
nimus 7“ из „Radio Shack“) и разме-
стим их в небольшой комнате на рас-
стоянии около метра друг от друга. Те-
перь сядьте в метре от динамиков и
прослушайте одиннадцатую дорожку
последнего компакт-диска IASCA1.
Вокал будет звучать в точке простран-
ства, находящейся точно посередине
между двумя динамиками. Эта точ-
1
Можно взять отрывок одной из реставри-
рованных вокальных записей компакт-дис-
ка „Тест-СО 1“. —
Ред.
ка — так называемый фантомный
центр
2
(рис.
1).
Фантомный центр — действительно
фантом, который создает мозг, когда
к нему поступает вся необходимая
пространственно-акустическая ин-
формация, то есть когда оба уха вос-
принимают одинаковую амплитуду,
фазу и время задержки сигнала.
Теперь закройте глаза, и пусть кто-
нибудь очень медленно отодвинет от
вас левый динамик (рис.
2).
Вы заме-
тите, что образ начнет смещаться
вправо. Чтобы возник этот эффект,
достаточно отодвинуть динамик на 5—
10 сантиметров. Если отодвинуть его
на 60-70 сантиметров, у вас будет пол-
ное впечатление, что голос звучит
только из правого динамика.
А сейчас медленно увеличим гром-
кость левого канала. Образ начнет сме-
щаться обратно и вернется в центр, ко-
гда уровень громкости увеличится
примерно на 3-4 дБ.
Этот опыт показывает: для того что-
бы возник стабильный центральный
образ в закрытом пространстве маши-
ны, разница расстояний от слушателя
до каждого из установленных динами-
ков не должна превышать 60 санти-
метров. Эту разницу можно компенси-
ровать амплитудой сигнала, при усло-
вии что не потребуется компенсации
величиной более 10 дБ.
И, наконец, последний экспери-
мент, прежде чем перейти непосредст-
венно к ситуации в автомобиле. Повто-
рим опыт с динамиками: уровень
громкости одинаков, а левый динамик
отодвинут на 60 см назад по сравне-
нию с правым. Теперь пусть кто-ни-
будь повернет правый динамик на не-
который угол, так чтобы вы оказались
вне „пересечения осей“. Эффект будет
такой же, как в предыдущем опыте:
при уменьшении уровня сигнала, по-
2
В отечественной литературе принят термин
КИЗ (кажущийся источник звука). —
Ред.
даваемого на правый динамик, фан-
томный образ опять сместится влево
(рис. 3).
Недостаток подобной простой ком-
пенсации за счет громкости состоит в
том, что образ, хотя и остается в цен-
тре, становится расплывчатым, теря-
ет фокус. А к автомобилю применить
эти способы компенсации еще труд-
нее. Нельзя нарушать физические за-
Рис. 1. Динамики „M
inimus 7“. Расстояние до
каждого из динамиков одинаково
Рис. 2. Левый динамик отодвинут назад
Рис. 3. Правый динамик развернут в сторону
82
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст