СПРАВОЧНИК
чания копии на кассете со звучанием
оригинала. При воспроизведении сим-
фонической музыки (Чайковский
„Франческа да Римини“) с компакт-
диска на деке „Pioneer СТ-95“ безу-
словный лидер — „Maxell MX-S“; да-
лее идут „TDK SA-XS“ (заметны гар-
моники на больших уровнях); „TDK
МА-Х“ („шумит“; при повышении
уровня наблюдаются искажения на
средневысоких частотах); „Maxell XL
II-S“ — великолепная передача высо-
ких, натуральность тарелок, но слыш-
ны искажения на форте во всем частот-
ном диапазоне. „Fuji Z2“ — некоторая
холодность звучания, потеря „живо-
сти“, середина менее „прозрачна“, чем
на предыдущих лентах. У „TDK
SA-X“, наоборот, есть „окраска“; если
это для вас не важно, уберите ленту с
предпоследнего места. „BASF Refe-
rence Maxima“ сильно отстает, преж-
де всего за счет заметной потери есте-
ственности натуральных инструмен-
тов (похоже, это из-за высокого уров-
ня третьей и пятой гармоник, причем
уже при +3.
.5дБ записи). Снижение
уровня записи лишь слегка скрадыва-
ет этот эффект, но влечет за собой из-
вестные последствия.
При воспроизведении фрагмента
„Take Five“ Дэйва Брубека ситуация
упрощается: ленты располагаются в
порядке снижения динамического диа-
пазона, причем измеренного по уровню
3-5% искажений („Maxell MX-S“,
„TDK МА-Х“, „Fuji Z2“, „Maxell XL
II-S“, „TDK SA-XS“, „SA-X“, далее
„BASF Reference Maxima“).
Отмечено, что если в первом случае
важна минимальная величина искаже-
ний в диапазоне от -3 до +3 дБ, то во
втором важнейшую роль начинает иг-
рать то, насколько быстро с ростом
уровня записываемого сигнала искаже-
ния достигают недопустимых даже для
несимфонического репертуара вели-
чин.
При воспроизведении обоих фраг-
ментов на деке „Aiwa AD-F 910“ метал-
лические ленты имеют подавляющее
преимущество, причем никакой разни-
цы между „МА-Х“ и „МХ-S“ обнару-
жить не удалось. Из кассет типа II от-
метим „Fuji Z2“, запись на которой по-
казала наибольшее сходство с оригина-
лом.
Вообще следует отметить не только
возможность многокритериальных
оценок, но и „полизависимость“ ре-
зультатов. Так, оперируя НХ-Рго и
уровнем подмагничивания и контроли-
руя запись „на слух“, можно добиться
перераспределения мест в стане лиде-
ров.
Заслуживает внимания способ запи-
си с ручной регулировкой подмаг-
ничивания
в ходе записи
, когда уве-
личивают подмагничивание при боль-
ших уровнях.
С. Луша. А вы не пробовали во вре-
мя записи еще периодически в схему
паяльником залезать?
К. К. Здесь „Aiwa AD-F910“ и „Ya-
maha КХ-930“ удобнее. Звучанием
„КХ-930“ заметно отличается от двух
других аппаратов. Оно не такое акаде-
мичное, как у „СТ-95“, и не такое яр-
кое, как у „AD-F910“. При кажущейся
нейтральности звучания не перестаешь
удивляться точности передачи тонких,
трудных фрагментов. На этом аппара-
те лидером оказалась лента „TDK
SA-XS“. Быть может, ленты типа IV не
смогли проявить своего превосходства
из-за отсутствия у „Yamaha КХ-930“
аморфной воспроизводящей головки.
Гораздо сильнее позиция „BASF“,
„Fuji“, хотя разница в звучании этих
лент намного меньше, чем когда они
воспроизводятся на других аппаратах.
Интересен следующий факт: из десяти
человек, привлеченных к прослушива-
нию, лишь двое уверенно отличали
звучание
любой
ленты от оригинала.
Специально для них провели такой экс-
перимент: „зашумили“ звучание ком-
пакт-диска шумом чистой ленты. Те-
перь CD шумел, как заправский магни-
тофон. Восемь оставшихся экспертов
стали ошибаться вдвое чаще, особенно
когда проигрывались кассеты „SA-XS“
и „МХ-S“, но эти двое по-прежнему без-
ошибочно определяли, когда звучит
оригинал, а когда — копия на кассете.
Быть может, читателю будут инте-
ресны следующие проведенные нами
опыты.
I. Запись на „лежалую“ ленту. Ведем
запись на деке „Pioneer СТ-95“ на древ-
ний (десятилетнего возраста) „пото-
лочный“ „Maxell“ типа II, специально
по такому случаю аккуратно извлечен-
ный из упаковки. Диагноз: лента здо-
рова. По АЧХ, К , Nm
она уступает но-
вым, а скорее, современным „XL II-S“,
но звук у нее великолепный.
II. Запись на „бывалую“ ленту. „TDK
SA“, „Maxell XL II-S“ и „BASF Chrome
Maxima“, слушавшиеся пять лет под-
ряд на плейере „Sony WM-DD33“ (не
менее 80 прогонов каждая), воспроиз-
водились на „СТ-95“. Результат: „XL
II-S“ — великолепно; „TDK SA“ — пло-
хо; „BASF Chrome Maxima“ — почти
плохо. Попытались на эти ленты еще
что-нибудь записать. Результат: „XL
II-S“ — плохо (звук „плавает“, есть про-
валы); „TDK“, „BASF“ — после 80 про-
гонов это уже не ленты для записи.
О Б Щ И Е В Ы В О Д Ы
1. При условии, что для записи —
воспроизведения используется хоро-
шая аппаратура, которая находится в
хороших руках, кассетная магнитная
запись сохраняет высокий hi-fi-потен-
циал, который может быть реализован
при записи любой музыки с любых но-
сителей.
2. Область использования высоко-
качественной кассетной магнитной за-
писи сужается, поскольку нет доступа
к высококачественным оригиналам, а
также потому, что многие аудиофилы
примирились с плохо звучащими ком-
пакт-дисками (подделками, дешевым
полубраком и проч.).
3. Выбор ленты индивидуален и мно-
гокритериален. Он определяется каче-
ством ленты, ее долговечностью, а так-
же потребностями слушателя, качест-
вом аппарата, характером записывае-
мой музыки и т. д.
Луша. А по-моему, все ленты звучат
очень похоже.
К. К. Ты бы лучше ручку какую по-
крутила или померила что-нибудь.
Лукерья. А я блоху поймала, они по
весне ой как.
..
К. К. Намек понял, именно в этом нас
мог бы обвинить М. А. Действительно,
серьезных различий между кассетами
нет. „XL II-S“ когда-то чуть-чуть обыг-
рывала ленту „SA-Х“, теперь она чуть-
чуть проигрывает „SA-XS“. Но ведь и
это надо было показать! Ты сама ведь,
пока не поймала, не успокоилась!
Кстати, надо признать, что по
изме-
ряемым
параметрам многие кассеты II
типа отстали безнадежно — „Denon
HD", „BASF Chrome Maxima“, „BASF
Reference Maxima“, „Sony UX-Pro“,
„Sony UX-ES" (последняя, кстати, как
раз из тех новинок, которые на самом
деле являются хорошо забытым ста-
рым).
Со звучанием вопрос сложнее. Если
воспроизвести запись на „всеядном“
аппарате (а к этому разряду относятся
почти все современные аппараты стои-
мостью $400 и выше), превосходство
„TDK” и „Maxell“ большинству пока-
жется бесспорным. Критерий все тот
же — сходство с оригиналом. А завтра?
А через год? Не зажуют ли „сони“ и
„пионеры“ люксембургскую „SA-XS“
через 30-40 прогонов окончательно?
На этот вопрос ответ остается старым:
ленты „Maxell“ устойчивее3.
Луша. Ну что ж, друзья, пишите
нам. На „Metal Vertex“.
..
©
К. Никитин, С. Луша
Все измерения выполнил
к. т. н. Д. И. Ланской
3
Это показал простой эксперимент. Хоро-
шему приятелю, обладателю плейера „Aiwa
PS-610“, была подарена кассета „TDK
SA-XS", и для обеспечения 100 прогонов в
кратчайший срок надо было лишь набить ее
хитами. А в это время на таком же плейере у
К. К. изнашивалась „XL II-S“. И
что бы вы
думали? А вот и не угадали.
Обе
кассеты из-
носились „в хлам“. У „TDK“ — „сабель-
ность", продольные полосы. У „Maxell“ —
продольные полосы и „сабельность“, но
меньше. Ни осыпания слоя, ни разрывов, ни
„зажоров". SOL снизился на 3-5 дБ.
78
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст