С
И
Р
А
В
О
Ч
»
IIК
Таблица 6
№Наименование
кассеты**
(или
партии
кассет)
MOL
дБ
заявлено/измерено
SOL дБ
N.. дБ
К
,“" (на ча-
стоте), %
Ток
ВНП
,
%
Страна-производитель
1
TDK
SA-X
90
ADY1007
+5,5/+6,0
-6,0/-6,5
-61/-60
.8
(-58,94
0,33
(340)
+6
Япония
2
TDK
SA-XS
90
АНСВ717-80
+5.0/+6,1
-5.S/-4.5
-62/-62.3
(-60
. Г)
0
,32
(500)
-9
Люксембург (?)
3 Maxell XUI-S
90
J0438991
+6,5/+6,5
-
2
,
0
/-
2
,
0
(!)
-60,5/-60,9(-59,2
‘)
0
,36
(400)
+3
Англия
4 BASF
Ref. Maxima
100
1193043000
-/+4,5
-/-3,3
-/-59,9
(-58,Г)
0
,48
(95!)
+9
Германия
5 Fu
ji ZII90
1240190
-/+6,5
-/-4
-/-60
,5 (-59,Г)
0
,38
(240)
+
12
(!)
Япония
6
TDK
MA-X
90
AKCL
216А
-/+8,5
-/+
1.6
-/-58
,8
(-57,8*)
0,38(1200)
-3
США
7
Maxell MX-S
100
Н2038692
+7.0/+9.2
+
1
.
0
/+
2.0
-59,5/-58,5(-57,3*)
0,33(1350)
-3
Англия
* Для намагниченной ленты.
** Обратите внимание - в тестах участвуют кассеты одного типа с разными номерами.
ВЧ-подмагничивания — важнейший
инструмент в руках оператора записи.
Тем не менее ясно, что калибраторам
можно доверять только в случае, если
они исправны, и только в пределах тех
функций, что им отведены.
Сегодня используются кассетные де-
ки, представленные в табл. 4.
Работая с кассетами „TDK SA-XS“ и
„TDK SA-X“, калибраторы „СТ-95“ и
„AD-F910“ успешно справились со сво-
ей задачей, но сделали они принципи-
ально разное. Калибратор „СТ-95“ на
уровне -25 дБ, выбрав нужный уровень
подмагничивания, выровнял чувстви-
тельность на частотах 400 Гц и 15 кГц
(на частоте 15 кГц у „SA-X“ — подъем,
а у „SA-XS“ — спад, см. рис. За). Потом
подтянул эквалайзером чувствитель-
ность на частоте 3 кГц. Проверил, не
сильно ли отклонилась от номинала
точка 15 кГц: нет, несильно. Калибров-
ка проведена. Отметим, что „Pioneer
СТ-95“ ориентируется именно на
15 кГц и считает, что среднестатичес-
кий уровень будет составлять на этой
частоте -25 дБ (см. рис. 2). Рис. 4а по-
казывает, что мы имеем при такой ка-
либровке на уровне записи 0 дБ:
„SA-Х“ дает спад 3,5 дБ уже при часто-
те 10 кГц. Многовато, здесь мы зря до-
верились калибратору. Он „купился“
на заметный подъем АЧХ „SA-Х“ на
частоте 15 кГц при -25 дБ и выбрал
слишком сильное подмагничивание.
Лента „SA-XS“ на 15 кГц имеет слабый
спад АЧХ. Калибратор уменьшает уро-
вень подмагничивания, АЧХ при уров-
не 0 дБ на частотеЮ кГц выравнивает-
ся (см. табл. 5).
Совершенно иная картина на „AD-
F910“. Ее возможности шире, хотя и
нет эквалайзера. АЧХ подравнивается
на частотах 400 Гц и 10 кГц, но при ре-
гулируемом уровне от
-6
до -16 дБ. Это
удобно, хотя фирма рекомендует под-
равнивать АЧХ при уровне -10 дБ. При
этом уровне на частоте 10 кГц у „SA-Х“
слабый спад, и „AD-F910“ выставляет
слегка уменьшенное подмагничивание
(рис. 36). Спад „SA-XS“ заметен и здесь:
„Aiwa AD-F910“ снижает величину то-
ка подмагничивания (bias) заметно. Ре-
зультат при 0 дБ, в общем-то, приятнее
„пионеровского“ (рис.
46).
Соответст-
вует ли это при прочих равных лучше-
му звучанию — вопрос.
Вывод. Калибратор — полезная от-
правная точка. Зная его устройство и
принцип функционирования, можно
получить дополнительную информа-
цию о ленте и благодаря этому более
осознанно выбирать „на слух“ парамет-
ры записи.
***
В разделе „элита“ в прослушивании
приняли участие 7 лент, 3 аппарата,
использовались усилители „Yamaha
СХ2/МХ2“, „Marantz 65“ и очень при-
личная самоделка середины 80-х —
шестиламповый усилитель с двумя па-
раллельно работающими лампами
ГУ-50 в выходном каскаде (радиолю-
бители со стажем знают эту генератор-
ную лампу по передатчикам). Анодное
питание +580 В, хорошо отфильтро-
ванное, без гальванической развязки
от сети: предварительное питание
+ 180 В, стабилизированное. Выход-
ные трансформаторы на разрезном
ленточном пермаллоевом сердечнике
обеспечивают АЧХ в диапазоне от
30 Гц до 30 кГц ±3 дБ без обратной свя-
зи при К. менее 1 % (АЧХ и К. соответ-
ственно в 2-3 раза лучше при ООС ве-
личиной 10 дБ в полной полосе). Мощ-
ность 100 Вт на канал. Акустические
системы — старые добрые „KEF 105“.
Параметры лент приведены в табл.
6
.
Есть ли принципиальная разница в
звучании различных лент столь высо-
кого класса? Сохраняется ли она при
воспроизведении лент на разных аппа-
ратах? Можно ли найти одну, самую
лучшую ленту, которая подходила бы
для всех аппаратов, для записи любой
музыки, для любого слушателя (хотя
бы в пределах одного типа, и не „Metal
Vertex“, конечно)? Эти вопросы волну-
ют многих, причем не только по нашу
с вами сторону прилавка.
А пока С. Л. заправляет ленты в ап-
параты, обратим внимание читателя на
табл. 7.
Теперь о звучании. Критерием срав-
нения лент была степень сходства зву-
Таблица 7
MOL*, дБ
SOL
дБ
К
,” 1
(на частоте)
К." ДБ
Pioneer A
iwa Yamaha
Pioneer
A
iwa Yamaha
Pioneer A
iwa Yamaha
Pioneer
A
iwa Yamaha
•TDK
SA-XS
. +
6,0
+5,0
+5,0
-4,5
-5,5
-
6,0
0
,32
(500)
0
,28
(400)
0
,36
(500)
-60
,1
-59,9
-58,9
«Fu
ji Z2»
+6,5
+7,0
+6,5
-4,0
-3,5
-4,0
0
,38
(240)
0
,38
(140!)
0
,42
(400)
-59,1 -59,2
(!) -59,0
»TDK
SA-X» +6,3
+6,5
+5,5
-5,5
-3,5 (!)
-5,5
0,37
(400)
0,55
(600)
0,31
(500)
58,9
-58,7
-58,7
’ Уровни
приведены
к
250
нВб/м
; ” уровень шума намагниченной
ленты
.
а)
б)
Рис. 3. АЧХ при стандартном для данного магнитофона уровне подмаг-
ничивания и уровне записи, соответствующем работе калибратора
а)
б)
Рис. 4. АЧХ оптимизированной записи при уровне ОдБ
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
77
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст