СПРАВОЧНИК
П А Н С И И
С. Луша. Костик, сколько времени
прошло, как вы с М. А. „Кассетома-
нию“ написали, — года полтора, не-
бось
? 1
Смотри, сколько новых кассет
появилось. Пора опять писать.
К. К. Надо еще, чтобы новые мысли
появились. И
за прошедшие полтора
года были сделаны следующие наблю-
дения.
1. У компакт-кассеты обозначились
два опасных конкурента — hi-fi-стерео
с кассетой VHS и мини-диск. Если по-
следнему до компакт-кассеты далеко
почти по всем статьям, то VHS звучит
хорошо и вредит ей только одно: слиш-
ком велика.
2. Так и не нашлось первоисточника
фонограмм, который был бы радикаль-
но лучше, чем CD. Ни SBM, ни HDCD,
ни другие ухищрения принципиально
улучшить
качество
цифрового
(16 х 44,1) звука не смогли.
3. Растет тираж „левых“ компакт-
дисков, падает цена „правых“. Руковод-
ствуясь соображениями экономической
целесообразности, многие делают выво-
ды не в пользу компакт-кассеты.
4. Спрос на деки экстракласса безна-
дежно упал. Новые аудиофилы состав-
ляют свои коллекции из компакт-дис-
ков.
Приходится признать CD единствен-
ным источником высококачественного
звучания. Проигрыватель грампласти-
нок, несмотря на активную его пропа-
ганду, занял совершенно отдельную не-
большую нишу.
С. Л. Вернее, с достоинством забил-
ся в угол.
К. К. Он проиграл не по качеству
звучания, а, так сказать, по совокупно-
сти потребительских свойств. Не шумы
и щелчки погубили пластинку, а посто-
янное ощущение владельцем того фак-
та, что звучание пластинки при каж-
дом последующем проигрывании хуже
предыдущего.
Луша. Граммофон — это как кофе в
турке с ручной мельницей по-восточно-
му на спиртовке. В квартире, где на ка-
ждом углу комбайн-эспрессо. И суета,
и осадок, но какие неповторимые ощу-
щения!
К. К. Как показал специально прове-
денный опрос
20
студентов, стажеров,
аспирантов ЛЭТИ и ЛЭИС2, лишь один
из них когда-либо использовал иной ис-
точник первичных фонограмм, чем CD
1
„AM“ № 1 (6) 96, с. 60. —
Ред.
2
Сознательно даем привычные аббревиатуры.
и LP. Не потому ли классные деки за
$600 и более постепенно исчезают из
продажи? Хотим мы этого или не хо-
тим, компакт-кассета все реже и реже
применяется для высококачественной
записи, а магнитофон перестает играть
ведущую роль в джентльменском набо-
ре аудиофила.
Но и не более того. Великое разнооб-
разие предлагаемых лент говорит о
том, что спрос на них остается нема-
лым. Вот какими интересными данны-
ми мы обладаем (табл.
1
: числитель —
всего марок кассет, знаменатель — чис-
ло кассет качеством не хуже „TDK D"):
Таблица I
М есто продажи
1995
1996
1997
Рынок на Маршала Казакова
75/30
65/30
50/25
Сенная площадь
30/20
50/25
65/30
Апраксин двор
15/10
15/10
15/10
Фирменные магазины
60/40
50/30
40/35
Как видим, ничего из ряда вон вы-
ходящего с ассортиментом высокока-
чественных кассет не происходит. Рас-
цвет кассетных магнитофонов пришел-
ся на конец 80-х, в России — чуть поз-
же. Большинство любителей при этом,
пользуясь резко возросшим качеством
кассетной записи, создавали целые
коллекции копий с компакт-дисков.
Луша. Тогда люди записали все, что
хотели. А теперь писать просто нече-
го — новое так быстро не появляется.
К. К. Но кассета оказалась живучей.
Число аудиофилов с плейерами и в на-
ушниках достигло воображаемого пре-
дела. И, заметьте, почти у всех — кас-
сетники, не проигрыватели MD, не про-
игрыватели CD, не hi-fi-стерео и даже
не домашние кинотеатры навынос.
Быть может, именно поэтому рас-
плодились кассетообразные. Их можно
узнать по характерным зазывалкам:
„extra low noise“, „extra high output“,
„studio quality“, „excellent resolution
super reduced noise“.
Луша. Никогда еще „Libero baby dry“
не впитывали так много.
.. Появление
этого чудища совпало по времени
(1996-1997 годы) с мощным плевком
современной попсы. „Цвяй-драй поли-
цай“ сменилось свежераскрученными
мальчиками и девочками, поющими об
одном.
К. К. Одно время очень хотелось на-
писать что-нибудь вроде „На дне“
(„АМ“ Горький).
Интересно, что кар-аудио больше тя-
готеет к CD, но не потому, что тот зву-
чит лучше, а благодаря терпимости кар
к большим размерам аудио.
Луша. И стойкости CD к термо и гид-
ро. Хотя были попытки создать кассе-
ту-саламандру („Sony UX-turbo“).
К. К. Что же сейчас есть на рынке
аудиокассет?
Первое: новинки. Настоящих нови-
нок мало. Преобладают „ремиксы“ —
старые ленты в новых обертках, иногда
с новым названием. На поверку оказы-
ваются знакомой лентой, в лучшем
случае в усовершенствованном в неиз-
вестную сторону механизме. Как пра-
вило — с воинствующими сидизмами:
„CDing“ (у „TDK"), „CDit“ (у „Sony“) и
пр. Удержалась от рекламных аббре-
виатур только „Fuji“, но она одну и ту
же (ну, почти) ленту выпускает под не-
сколькими соусами: „FR И“, „К2“, ,,Jp
11
“ и еще что-то в том же духе.
Луша. Значит, берут ленты! Или, на-
оборот, не берут.
..
К. К. Интересная новинка — „Sony
CDit“. Ленту „CDit 1“ мы с М. А. под за-
навес первой „Кассетомании“ проте-
стировали и были удивлены очень вы-
соким SOL (для сравнения в табл. 2
привожу еще и параметры „TDK AR-
X“).
Указаны измеренные параметры, в
том числе уровень шума намагничен-
ной ленты. Занятно, не правда ли? Ве-
ликолепная „AR-Х“, по которой мы
пролили столько слез, побеждена по
большинству измеряемых параметров.
Звучание „CDit I 50“ более яркое, мощ-
ное. Однако симпатии наши остались
на стороне „AR-Х“: „прозрачность“ и
„сочность“ звучания, стереолокализа-
ция.
.. А может быть, и просто носталь-
гия. Но, по крайней мере, в группе лент
типа I есть очевидные сдвиги. К новым
лентам относится и „TDK SA-XS“, с нее
мы чуть позже начнем измерения.
Второе: старые знакомые. Приятно,
что снова появились на российском
рынке ленты „TDK МА-Х“ (тип IV).
Из-за коллизий рубежа 80-х — 90-х се-
Таблица 2
тип ленты
№ кассеты
(партии)
MOL,
ДБ
SOL.
дБ
N ,
ДБ
К ” (f).
%
Требуемый уровень
подматничивания, %
Чувствитель-
ность, дБ
1
TDKAR-X90
AHCG130
+6,4
-2,1
-55,2
0,22(130)
-3
+2,2
2
Sony CDit 150
А1338151
+7,2
-0,8
-56,1
0,31 (230)
-3
+1.2
74
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 75 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 77 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст