ш
Многие уважаемые авторы, отличаясь
последовательностью, доводят до логиче-
ского конца какую-нибудь одну тему. Сле-
дуя этой славной традиции, я решил сде-
лать н и же предлагаемый материал продол-
жением предыдущего, то есть посвятить и
его проблемам цифровой записи - вос-
произведения.
Однако если в предыдущей статье гово-
рилось о проблемах искусственных, поро-
жденных безответственностью некоторых
производителей схемотехники и фоно-
грамм, то здесь речь пойдет о трудностях,
принципиально возникающих при работе
оборудования, даже самого лучшего.
Одна из самых серьезных п незаслу-
женно замалчиваемых проблем стоит осо-
бенно остро именно для трактов, обладаю-
щих интерфейсами АЕБ/ЕВи и Б/РНІ I-
высшего качества.
Как известно, цифровой сигнал являет-
ся радиочастотным, с несущей частотой от
1,7
МГц (16 бит, 11,1 кГц) до 2.3 МГц
(20 бит, 44,1 кГц). Поэтому для передачи
между блоками сигнал, снятый с выхода
внутренней шины прибора-отправителя,
формируется но протоколу Б/РШР или
АЕБ/ЕВи специальным конвертором-пе-
редатчиком. Затем он передается по кабе-
лю на вход специального же конвертора-
приемника, переводящего его обратно в
формат внутренней шины прибора-полу-
чателя. Парадоксально, но, чем лучше ра-
ботает приемник, тем больше у него шан-
сов поймать сигнал-помеху на тех же ча-
стотах, что и
частота самого цифрового
звукового сигнала. Борьба с такого рода
помехами сводится в основном к ослабле-
нию антенных свойств цифрового меж-
блочного кабеля. Однако применение для
этого всевозможных радиочастотных
фильтров приводити дополнительным ко-
лебаниям сигнала по частоте, изменению
его формы и временных характеристик, а
следовательно, к недопустимому увеличе-
нию того самого „джиттера“. При этом сте-
пень подавления помех явно недостаточ-
на для того, чтобы оградить пользователя
от „щелчков" при записи
воспроизведе-
нии. Некоторые производители ограничи-
ваются тем. что делают у своих кабелей хо-
рошую экранирующую оплетку, иногда
применяя принудительное внешнее зазем-
ление. Производители профессиональной
аппаратуры приняли вывод для принуди-
тельного заземления на приемных гнездах
типа AES/EBU как стандарт де-факто.
Так. на приемных гнездах моего DAT-.маг-
питофона „Panasonic SV-3700“ выводы
для внешнего заземления выполнены в ви-
де больших „лап" на разъемах.
К сожалению, многие производители
бытового „сунерхай-эида“ сплошь и рядом
пренебрегают „студийными“ правилами. В
случае же интерфейса S/PD1F, где исполь-
зуются маленькие несимметричные разъ-
емы RCA или BNC. применение вывода
для внешнего заземления осложнено как
технически, так и технологически
из-за
того, что отсутствует массовое производ-
ство таких гнезд. Но многолетний опыт мо-
их знакомых, равно как п мой собственный,
показывает, что, несмотря на все ухищре-
ния с заземлением, кабели AES/EBU „ло-
вят" помехи все же лучше, чем короткие
высококачественные кабели S/PDIF с
мощной экранирующей оплеткой, напри-
мер „AmlioQuest Video /." и новый „Digital
Z". Тем не менее и
лучшие из кабелей не
способны противостоять самым мощным
радиопомехам, источниками которых мо-
гут являться комплекты приборов, рабо-
тающие в студии в это время (такие же. как
и те. что соединяет кабель).
Самое обидное, что, в отличие от вре-
менных искажений, радиопомехи сущест-
венны и при записи: они записываются в
промежуточную буферную память в виде
цифрового кода вместе с основными дан-
ными. После преобразования в „аналог“
такие помехи слышны в виде резких щелч-
ков. Их „выкорчевывание“ вручную при
помощи специального программного обес-
печения приводит порой к еще большим
ошибкам.
Проблема радиопомех оказалась важ-
ной не только для цифровой звукозаписи,
но и для любых последовательных прото-
колов передачи цифровыхданных вообще,
в том числе п для цифровых телефонных
линий. Поэтому фирмы, предоставляю-
щие услуги цифровой телефонной связи,
начали лихорадочно искать выход из по-
ложения еще в начале 80-х. Компания
„AT&T“ решила вынести частоту переда-
чи сигнала за пределы радиодиапазона и
предложила протокол AT&T, или ST, опи-
рающийся на передачу сигнала по стекло-
волоконному кабелю. Стандарт оказался
столь хорош, что фирмы „Sony“ и „JVC“
именно такие кабели и разъемы применя-
ют в своих студиях звукозаписи, ими же
они снабжают и самые дорогие бытовые
приборы (используя собственные прото-
колы передачи данных).
В 1985 году фирма „Toshiba“ предложи-
ла свой собственный цифровой интер-
фейс; TosLink, также рассчитанный на оп-
тическую линию передачи по протоколу,
сходному с S/PDIF. Стандарт был принят
большинством производителей массовой
техники в качестве бытового —
правда, с
целью удешевления большинство произ-
водителей оснастили свои приборы пласт-
массовыми кабелями и такими же разъе-
мами. Эти кабели рассеивали свет и харак-
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст