1 0 3 - й
К О Н Г Р Е С С
A E S
Как и па „Hi-Fi Show“ в Москве, на
103-м Конгрессе AES одновременно рабо-
тала выставка и проходила конференция.
На выставке можно потрогать достиже-
ния аудиопромышленности руками, а на
конференции —
послушать о них докла-
ды. Но смотреть на результаты не так ин-
тересно, как наблюдать процессы и тен-
денции. Например, смотришь на доклад-
чика и думаешь: чтобы подготовить док-
лад, нужно что-нибудь исследовать, а для
этого необходимы средства. Результаты
исследований принадлежат тому, кто дал
на науку денег. И зачем ему бесплатно раз-
давать направо и налево полученную за
собственные деньги информацию, неясно.
1
[епохоже это на капиталистов, благотво-
рительность не в их стиле. С другой сто-
роны, в докладах никаких особенных от-
кровений нет. Ну, разработали еще один
материал. Смотрите, завидуйте, покупай-
те! Па советских конференциях доклады
были гораздо подробнее, хотя повествова-
ли о скромных успехах.
С помощью г-жи Марианны Сенкевич,
президента центрально-европейской сек-
ции AES, удалось заглянуть за ку-
лисы конференции. Оказалось, что
большинство молодых докладчи-
ков работает (и приезжает на кон-
ференцию) за счет фирм —
произ-
водителей аудиотехники. Эти фир-
мы выделяют стипендии и гранты
для проведения работ, иногда про-
сто спонсируют местные секции
AES. Таким образом, способные ис-
следователи получают возмож-
ность работать, а фирмы-спонсоры
приобретают подготовленного спе-
циалиста. И если он придет рабо-
тать не в ту фирму, которая помогала ему
учиться, то большой беды не будет. От-
ношения между крупными фирмами1
на-
поминают сказку о Коте в сапогах. Чьи
эго луга? Маркиза Карабаса! Наушники
знакомые, на первый взгляд вылитые
„АКО“, и надпись: „AKG“, а пониже, мел-
кими буквами —
„Harman Group Interna-
tional“.
1
Мелкие фирмы собственных исследований поч-
ти нс ведут
дорого.
„AKG“, „с1Ьх“. ,J BL“, „Turbosound“, „Le-
xicon", „Orban“, „Soundcraft“, „Studer Di-
gitec“, „Studer Pro Audio“, „Studer Edi-
tecli“, „D.A.V.I.D“, „Allen&Heath“, ,,DOD“,
,,BSS“ —
названия, известные на рынке
профессиональной техники. И все они
входят в „Harman Group International“.
Вот она, пролетарская солидарность.
Взяли и соединились. I !охожс, что это по-
шло на пользу, во всяком случае потре-
бителям этой аппратуры. И бытовая тех-
ника не осталась в стороне: „Harman Каг-
don“ и „Infinity“ тоже входят в „Harman
Group International“.
Есть, конечно, и исключения. Напри-
мер, „Sony“, которая сама себе „group“. Из
предлагаемого „Sony“ профессионально-
го оборудования можно собрать целую
студию звукозаписи. Начнем с пульта —
„OFX-R3“. 120 входов по 24 бит. обработ-
ка сигналов ведется в формате 32/64/
96 битс фиксированной точкой. Потреб-
ление электроэнергии небольшое, всего
3 Вт/кг. Пульт выглядит очень солид-
но
полтонны электроники вызывают к
себе уважение.
Любой приличной студии необходим
многоканальный магнитофон. Пожалуй-
ста, „PCM-3348HR“: 48 каналов с разре-
шением 24 бит, максимальная частота
дискретизации 48 кГц. Про сервисные
возможности скажем одно: большие. На-
пример, память на 80 секунд для 24 бит
записи. Пока разгоняется механика, ра-
бота идет через буфер.
Есть двухканальный магнитофон
„Sony РСМ-9000“. Запись производит-
ся на магнитооптический диск. Время
записи —
от 65 минут (24 бит) до
100 минут (16 бит). Сам магнитофон
цифровой, для записи аналоговых сиг-
налов в него устанавливается 20-бито-
вый АЦП/ЦАП DABK9001. Едва ли не
все, что нужно для студии, можно най-
ти в каталоге „Sony“.
Но даже „Sony“ не всегда выступает в
одиночестве. Вместе с „Sonic Solutions“
она „проталкивает“ новый формат для за-
писи оригиналов фонограмм DSD (Di-
rect Stream Digital)
однобитовую тех-
нологию с тактовой частотой 2,8824 МГц.
В полосе частот 20 Гц —
20 кГц DSD име-
ет отношение сигнал/шум более 120 дБ,
а записывать можно и 100 кГц. Уже раз-
работан способ получения из DSD-ори-
гинала цифрового потока практически
любого формата. Тактовая частота может
быть равной 32 (наземное и спутниковое
радиовещание), 44,056 (видео-
диск), 44,1 (обычный CD), 47,952
(видеосистема высокого качества),
48 (DAT, радиовещание), а также
88.2 и 96 кГц. Разрядность 16, 20 и
24 бит. На любой случай жизни.
Могу засвидетельствовать: и
DSD, и 96 кГц/24 бит дают дейст-
вительно хороший звук. И это не
только мое личное мнение. Около
цифрового катушечного магнито-
фона „Nagra D“, который имеет ре-
жим 96 кГц/24 бит, на выставке все-
гда было множество посетителей.
Появление формата 96 кГц/24 бит в
бытовом секторе аудиорынка многие свя-
зывают с DVD. Формально емкость но-
вого диска позволяет делать записи с вы-
соким разрешением, но здесь возникают
некоторые вопросы.
Большая емкость диска достигнута за
счет повышения плотности записи. Для
этого пришлось уменьшить размеры пи-
тов, сделать меньше шаг между дорожка-
ми и использовать двухслойную запись.
Требования к точности слежения возрос-
ли настолько, что про автомобильный
или переносной проигрыватель DVD по-
ка даже разговоров нет.
Есть препятствия и другого рода: ни
один из 100 миллионов уже выпущенных
проигрывателей CD не сможет воспроиз-
вести новый диск. По причине несовме-
стимости форматов выпуск проигрывате-
лей будет сдерживаться отсутствием дис-
ков DVD. Поскольку предложение CD и
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст