ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
М О Я
А У Д И О Э К С П Е Р Т И З А
Три опубликованные в ,ЛМ" статьи1, образующие сериал
под названием „Как рассказать о том, что мы слышим.
..", не
исчерпали бездонную и дискуссионную тему субъективной экс-
пертизы. Тем более что рождался этот сериал не только в
муках творчества, но и в спешке (ведь тогда же записывался
„Тест CD1"). Наведение порядка в собственных мыслях мне
кажется достойной целью продолжения этого сериала. Есть
и другая причина его продолжения. Как вы заметили, в этих
статьях наблюдается постепенная эволюция взглядов и как
бы кристаллизация концепции экспертизы. Эта кристалли-
зация является перманентным процессом, который провоци-
руется почти непрерывной интроспекцией моего полувеково
го музыкального опыта и осевших в памяти обрывков научных
знаний, но главное
регулярно получаемыми мной послания-
ми из космоса.
..
С текстом этих посланий читатели могут ознакомить-
ся в библиотеке Страсбургского института социальной пси-
хологии. К сожалению, и эти послания не сняли наболевших
вопросов, касающихся аудиоэкспертизы. Чтобы в результа-
те мучительных поисков ответов на них не нанести вред сво-
ему здоровью, я решил взять тайм-аут и не печататься в бли-
жайших номерах ,АМ", однако высокая оценка Теста CD-1,
данная Питером Квортрупом на выставке „Hi-Fi Shou>'97“
(Сан-Франциско), вдохнула в меня дополнительную творче-
скую потенцию. И тогда мне захотелось рассказать читате-
лям, как я проводил экспертизу аудиокомпонентов в процес-
се гармонизации оборудования, используемого для записи Те-
ста CD-I.
ЧТО ЖЕ БЫЛО ПЕРВЫМ?
Прежде чем начать свой рассказ, предлагаю поразмышлять
на тему о том, что пришло в нашу жизнь первым —
объектив-
ное измерение аудиоаппаратуры или ее субъективная экспер-
тиза, иначе, что следует считать в этом историческом хитро-
сплетении первопричиной: курицу или яйцо. Для начала
вспомним, когда Бог наделил Адама слухом, самым точным и
чувствительным инструментом восприятия звуков и когда
Человеку удалось создать первое эталонное средство акустиче-
ских измерений. Этим средством был небольшой диск, с помо-
щью которого не так уж давно, в 1882 году, лорд Релей изме-
рил интенсивность акустических вибраций. Возникает есте-
ственный вопрос: как до этого (буквально с библейских вре-
мен) наши предки проектировали совершенные в акустичес-
ком отношении здания и как в те давние времена создавались
замечательные музыкальные инструменты? Как без средств
измерений (в современном представлении) Страдивари, Гвар-
нери и Амати делали скрипки, секрет красоты звучания кото-
рых не раскрыт до сих пор? Думаю, что процесс создания му-
зыкальных инструментов представлял тогда собой кропотли-
вый, подкрепляемый хитроумнейшими экспериментами и все
же слепой поиск закономерностей, в котором творческая ин-
туиция и слуховая оценка результатов работы играли главную
и направляющую роль. Таким способом, к примеру, в 1636 г.
Мерсенн установил связь между соотношениями субъективно
воспринимаемых музыкальных интервалов и периодов коле-
баний струны.Так же рождалась форма деки скрипки, рецеп-
ты клеев и лака и т.п.
Не является ли на пороге XXI века опыт старых скрипичных
мастеров примером правильного подхода к проектированию
high end?
Эмпирический подход к совершенствованию звукотехники,
опирающийся только на результаты субъективной эксперти-
зы, применялся и в эру акустической звукозаписи, прежде все-
1
„АМ “ № 5 (10) 96, с. 43-49; „АМ " № 6(11) 96, с. 52-57; „АМ “ № 1(12)
97, с. 60-68.
го при совершенствовании фонографов и граммофонов. Достиг-
нутые таким путем улучшения были измерены позднее*
9
7
2 3
(см.
рис. 1). На рисунке показана АЧХ граммофона 1912 г. и усо-
вершенствованные модели 1928 г. Улучшение объективных па-
раметров более поздней модели не вызывает никаких сомнений.
50
100
200
500
1 к
2 к
5 к
Гц
Рис. 1. АЧХ граммофонов:
а) усовершенствованной модели 1928 года; б) модели 1912 года
В 20-е годы среди специалистов-акустиков сформировалось
мнение, что субъективное качество звучания можно одно-
значно связать с объективными параметрами. Соблазн заме-
нить трудоемкие субъективные экспертизы на более простые
объективные измерения в то время был очень велик. Первый
шаг в этом направлении сделал Себин’. Он предложил харак-
теризовать звуковое качество помещений для прослушивания
посредством некоей постоянной, так называемым временем ре-
верберации. Тогда же он определил предпочтительную с субъ-
ективной точки зрения величину этой постоянной и рассчитал
требуемое количество звукопоглощающих материалов для по-
лучения оптимума времени реверберации в помещении. С этого
момента проектирование удовлетворительных в акустическом
отношении залов стало дешевым и относительно простым ин-
женерным делом. Тогда же начались интенсивные поиски свя-
зи субъективно ощущаемого качества звучания с объективны-
ми параметрами аудиоаппаратуры.
Успешно проведенные Флетчером в 1933 г. (при участии ди-
рижера Стоковского) опыты по трехканальной трансляции
звучания симфонического оркестра (под управлением Смол-
ленса) из зала Музыкальной Академии (г. Филадельфия) в
Конституционный зал (г. Вашингтон) с передачей естествен-
ной звуковой перспективы внушали тогда большие надежды.
Эти опыты, как многим тогда казалось, подтвердили, что имен-
но высокие объективные параметры тракта — такие как поло-
са частот 40 Гц-15 кГц, нелинейные искажения менее 1% и
отсутствие слышимого шума — гарантируют иллюзию реаль-
ного звучания. Только сейчас можно с уверенностью сказать,
что успех этих опытов объясняется не столько высокими па-
раметрами трансляционного оборудования, сколько тем, что
оно отвечало самым жестким требованиям к high end. Сейчас
можно только удивляться, как тогда все было правильно сде-
лано: использовалось только три микрофона, все усилители бы-
ли ламповые и без применения ООС, главное же, из тракта бы-
ло исключено, пожалуй, самое большое зло —
звукозаписы-
вающее и звуковоспроизводящее оборудование. Успеху способ-
ствовала прекрасная акустика залов, в которых проводились
эти опыты.
Подход к оценке качества звучания аудиоаппаратуры, ос-
нованный на нормировании только объективных параметров,
стал особенно популярен в стране Советов. Ведь даже в этой
далекой от классовых проблем области он позволял навести
„порядок“, заменить одного льва на сто мышей. Именно тогда
родилась
наша
аудиоэкспертиза. Учащиеся радиотехнических
вузов до сих пор сдают зачеты по теме: „Как в результате ста-
тистической обработки субъективных оценок примерно двух-
2 Hi-Fi News & Record Review, Jan 1988, p. 45.
3 Sabine W.C. Collected Papers on Acoustics. Cambridge, 1922.
60
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 61 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 63 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст