ВИТРИНА
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
НАШИХ ЭКСПЕРТИЗ
1. Д л и т ел ь н о ст ь эк с п ер ти зы — не м ен ее
10 дней.
2. К а ж д о е м у з ы к а л ь н о е п р о и зв е д е н и е
п р о сл у ш и вается п ол ностью и, как п рави л о,
б е з п ереры ва.
3. И сп ол ьзую тся разл и ч н ы е н о си тел и з а -
писи (ком п акт-д и ск, м агн и тн ая л е н т а , ви н и -
л овы й д и ск ) р азн ы х вр е м ен и те х н о л о ги й
(„ с у п е р а н а л о г “ , „ у л ь т р а -х а й -с а у н д “ , 4 F ,
„L iving S te re o " , „M obile F idelity S o u n d L ab“
и т. Д-).
4. С л уш аю тся п р о и зв ед ен и я в с е в о зм о ж -
ных ж ан р о в в и сп ол н ен и и т а л а н т л и в ы х м у-
зы кан тов и си м ф о н и ч еск и е п р о и зв ед ен и я в
и н терп ретац и и вы даю щ и хся д и р и ж ер о в .
5. Т ести руем ы й к о м п о н ен т и сп ы т ы в а ет-
ся в звуковы х тр ак тах разн ого со с та в а и п ри -
н ад л еж ащ и х к разн ы м ц ен овы х катего р и ям .
6. П р и в л ек аю т ся п о сто р о н н и е с л у ш а т е -
ли — л ю бители м узы ки. В едется корректн ое
наблю дение за их п оведен ием во врем я про-
слуш и ван и я: едва уловим ы м и изм ен ен и ям и
позы , м и м и ч еск о й р е а к ц и е й , в ы р аж ен и ем
глаз. Так, и звестн о, что „поза м ы слителя" х а-
рактери зует м узы кальн ую глухоту, по край -
ней м ере по отнош ению к данн ом у и сп олн е-
нию (см ., нап ри м ер, „А М " № 4 (9) 96, с. 28).
7. П ровод и тся о б су ж д ен и е п росл у ш ан н о -
го, обы чно в ф о р м е п ростран н ой д и ску сси и
о п о л учен н ы х в п еч ат л е н и я х , об о с о б е н н о -
стях и сп о л н ен и я и х ар а к те р е зву к о в о с п р о -
и звед ен и я .
8. В ыводы д е л а е т о тветствен н ы й эксп ер т.
В его о б о б щ ен н о й и н ту и ти вн о -л о ги ч еско й
оц ен ке п р ео б л а д ает соб ств ен н о е в п е ч а т л е -
ние. Ф о р м а л ь н а я с т а т и с т и ч е с к а я о б р а б о т -
ка р езу л ьта то в о п роса н еп ри ем л ем а и з-за их
м н о г о н а п р а в л е н н о с т и (м н о г о з н а ч н о с т и ):
п олучи тся л и б о сп л ош н ая д и сп ер с и я, л и б о
л ож н ы й р езу л ьта т.
9. А п п ар а ту р а м о ж ет о зад а ч и ть э к с п е р -
та н еобы чн остью св оего зв у ч а н и я , о со б ен -
ностям и подачи зв у к а 3. В этих сл у ч ая х и при
лю бы х други х со м н е н и я х в оц ен ке зв у ч а н и я
п р овод и тся д о п о л н и т е л ь н о е т е с т и р о в а н и е
си лам и други х эк с п ер то в . И х зак л ю ч ен и я ,
в том ч и сле и те, что п роти воречат д р у г д р у -
гу, как п рави л о, п у б л и к у ю тся в наш ем ж у р -
нале.
В к а ч е с т в е п о я с н е н и й к п у н к там 8 и 9
п р и в е д е м п р и м е р ы р е а л ь н ы х с и т у а ц и й .
И дет с р а в н и т е л ь н о е п р о с л у ш и в а н и е дву х
х о р о ш и х у с и л и т е л е й , „ D e n s e n В -1 0 0 “ и
„E x p o su re 15 S u p e r" . В се сл у ш ат ел и у ве р ен -
но отм ечаю т особ ен н ости зв у ч а н и я , п ри су-
щ ие каж д ом у и з них, но и н ди ви д у ал ьн о е о т-
нош ен ие к их н едостаткам и досто и н ств ам
р азл и ч ае тс я . 4 5 % сл у ш ат ел ей восхищ ен ы
„В -100" и не п р и н и м а ю т „1 5 S u p e r" , ещ е
4 5 % воскл иц аю т: тол ько „15 S u p e r" и ни в
коем сл у ч ае не „В -100“ ! И то л ько 1 0 % сл у -
ш ател ей п рощ аю т обои м н едостатки и ли ш ь
восторгаю тся их досто и н ств ам и .
Т ак ая ж е си ту ац и я бы ла при обобщ ен и и
р е з у л ь т а т о в п р о с л у ш и в а н и я э л е к т р о с т а -
ти ч ески х си стем „Q uad E S L -63“ . О дн а тр е ть
J Например, усилители „Harman /Kardon" со схе-
мой токового форсажа („НОС“).
с л у ш а т е л е й б е зо го в о р о ч н о н а с т а и в а л а на
п р е в о с х о д с т в е „ Q u a d “ , д р у г а я го в о р и л а :
то л ьк о не .
.Q u a d “ ; о с т а в ш а я с я тр е ть в н едо-
ум ен и и в о зд ер ж и в а л ась от оц ен ок. П о х о ж а я
и ст о р и я п р о и зо ш л а и с об л ад аю щ и м с в о е -
о б р а зн ы м зв у ч а н и е м у си л и те л е м „M u sica l
F id elity А -220". Т ак и х п р и м ер о в м о ж н о п р и -
вести оч ен ь много.
П одоб ны е сл у ч аи н ел ь зя сч и т а т ь р е зу л ь -
т а т а м и п р о с ч е т о в р а з р а б о т ч и к о в . Ф и р м ы
п р ек р а сн о зн аю т , н ас к о л ьк о р а зн о о б р а зн ы -
ми м о гу т б ы т ь п р и с т р а с т и я с л у ш а т е л е й ,
зач асту ю ф орм и руем ы е п рессой и рекл ам ой ,
и у ч и т ы в а ю т эти вар и а ц и и вку со в. П о э т о -
му „э та л о н и р о в а н и е " зв у к о в ы х т р а к т о в н е -
в о зм о ж н о , а с т а т и с т и ч е с к а я о б р а б о тк а р е -
зу л ь та т о в э к с п е р т и з н е ц е л е с о о б р а зн а . Ч и -
та т е л и м огут п о ч у в с тв о в ать „ с в о и х “ э к с п е р -
т о в по их за к л ю ч е н и я м , ч а сто эта эм о ц и о -
н ал ь н ая „ и н ф о р м ац и я " у л а в л и в а е т с я м е ж -
д у строк.
М н о ги е годы в н аш ей с т р а н е , д а и за р у -
б е ж о м . у в л е к а л и с ь п р о ф есси о н ал ьн ы м зв у -
к о р е ж и с с е р с к и м т е с т и р о в а н и е м б ы то в о й
а п п а р а т у р ы . О д н а к о п о с т е п е н н о п р и ш л о
вп ол н е п о н ятн о е р азо ч а р о в ан и е. Л ю б и те л ю
м узы ки н еоб ход и м о и сп ы т ы в а ть в о в л е ч е н -
н о сть в п р о сл у ш и в ан и е, а эт о не с т ы к у е тся
с п р е д с т а в л е н и я м и з в у к о р е ж и с с е р а , е го
п р о ф есси о н ал ьн ы м и ан а л и т и ч е с к и м и н ав ы -
кам и. Е сл и зв у к о р е ж и с с е р „ в о в л е ч е т с я " в
м у зы ку в п р о ц есс е за п и с и , то ф о н о гр ам м а
н ав е р н я к а б у д ет и сп о р ч ен а: ведь ем у н у ж -
но в н и м а т е л ь н о о т с л е ж и в а т ь п а р т и т у р у и
во врем я „ к р у т и ть р у ч к и “ п у л ьта. И вр я д л и
ч е л о в е к , у т о м л е н н ы й е ж е д н е в н ы м з в у к о -
вым во зд ей с тв и ем , сп о со б ен б ы стр о войти
в р о л ь м е л о м а н а и л и а у д и о ф и л а . М н о ги е
п р о ф е с с и о н а л ь н ы е м у з ы к а н т ы т а к ж е з а -
тр у д н я ю тся д а в а т ь о ц е н к у зв у ч а н и я б ы то -
вой ап п ар а ту р ы . У б е д и те л е н п ри м ер с Г ер-
бертом ф он К ар ая н о м , которы й п р о сл у ш и -
вал ф он ограм м ы ч е р ез весьм а п о п у л я р н ы е
а к у с т и ч е с к и е си с т е м ы „ A c o u stic R e se a rc h
A R -З а “ . К огда д о с у ж и е р е п о р т е р ы у н его
сп р о с и л и , к ак з в у ч а т его к о л о н к и , он о т в е -
ти л: „Н е зн аю , эт о не м ое а м п л у а “ .
О ВЛИЯНИИ НА ЗВУК НЕКОТОРЫХ
ВТОРОСТЕПЕННЫХ ФАКТОРОВ
Т рудн о о п р е д е л и т ь с т е п е н ь в л и я н и я о т-
д ельн ы х к о м п о н ен то в зв у к о в о го т р а к т а на
зв у ч а н и е , п о н ять, ч то в а ж н е е — а к у с т и ч е с -
ки е си стем ы , у си л и те л и или, с к а ж е м , п ро-
и гр ы вател и , но м о ж н о с у ве р ен н о стью с к а -
з а т ь , ч то с о е д и н и т е л ь н ы е к а б е л и , с т о й к и
д л я ап п ар а ту р ы , п о д ставки д л я А С и о п о р -
ны е кон уса — эт о все-так и „га р н и р ". О н не
в со с то я н и и су щ ес тв е н н о у л у ч ш и ть зву к в
п о с р е д с т в е н н о м т р а к т е , н о м о ж е т з н а -
ч и т е л ь н о и с п о р т и т ь е г о в х о р о ш е м . Ч е м
л у ч ш е к о м п о н е н т ы т р а к т а , т е м б о л ь ш е е
в л и ян и е на зв у к о к а зы в а е т „ га р н и р “ , вп л о ть
д о то го , ч то м о ж е т п о л н о с ть ю з а м а с к и р о -
в а т ь д о с т о и н с т в а о сн о в н ы х к о м п о н е н т о в .
К о н ф и г у р а ц и я
к о м н а т ы
(с м .
„ А М “
№ 1 (6 ) 9 6 , с. 7 ), в за и м н о е р а с п о л о ж е н и е
а к у с т и ч е с к и х си с тем и о ст ал ь н ы х п р ед м е-
то в в ней с у щ ес тв е н н о в л и яю т н а тон альн ы й
б а л а н с и ст ер е о п а н о р а м у , но оп ы тны й с л у -
ш а т е л ь п р ак т и ч ес к и всегда „о п о зн а е т " х о -
рош ую си стем у . К онечн о, все эти ф акторы
эк с п ер ты у ч и т ы в а ю т в своей р аб о те и при
н еоб ход и м ости у к азы в аю т на их в л и ян и е в
св ои х зак л ю ч е н и я х . Н о о ц ен и в ат ь п ри рост
к а ч е с т в а в д о л л а р а х мы за т р у д н я е м с я : ви-
ди м о. у к аза н н ы й г-ном Г ревц евы м ж у р н ал
р а с п о л а га е т больш и м и в о зм о ж н о стям и для
п р о в ед ен и я эко н о м и ч е ск и х и сслед о ван и й .
П е р е д н а ч а л о м э к с п е р т и зы а п п а р а т у р а
в с е гд а п р е д в а р и т е л ь н о „ п р о г р е в а е т с я " с
учетом реко м ен д ац и й ф и рм -и зго то ви тел ей .
М ы за м е ти л и , что д а ж е со е д и н и тел ьн ы е ка-
б ели тр е б у ю т тако й п р ед в ар и тел ьн о й „ т р е-
н и р о в к и ". Н адо у ч и т ы в а ть , ч то п о сл е д л и -
те л ьн ы х п ер ер ы во в в р аб о те (б о л е е чем с у -
то ч н ы х ) зву ко во й тр а к т „п ри ходи т в се б я"
не м ен ее чем ч е р е з п о л ч аса п осл е вкл ю че-
н и я. Н у, и к ак в сегд а: чем вы ш е к ач е с тв о
тр а к та , тем за м е т н е е эти „м ел очи ".
В з а к л ю ч е н и е р а с с к а ж е м об од н о й п е-
чал ьн ой осо б ен н о сти ф он ограм м . П рои схо-
д и т с п е ц и ф и ч е ск а я п о те р я и н д и ви д уал ьн о-
ст и и с п о л н и т е л ь с к и х и н т е р п р е т а ц и й , с д е -
л ан н ы х вели ки м и м ас те р ам и (п о с р е д с т в е н -
ным и сп о л н и т ел я м т е р я т ь н еч его — у них
п отери н езам етн ы ).
Р еч ь и дет не п росто о р а зл и ч и я х м еж д у
„ ж и в о й “ м у зы к о й и в о с п р о и зв е д е н н о й ее
коп и ей — е с т е с т в е н н о , ч то они ес ть , и н аче
все с л у ш ал и бы м узы ку дом а, не у тр у ж д ая
се б я п осещ ен и ем кон ц ертов. С п ец и ф и ка з а -
к л ю ч ае тся в том , ч то в е л и ч и н а этой потери
за в и с и т о т и сп о л н и т ел ьск о го „п оч ерка" м у-
зы к а н т а и к р о е т с я , видим о, в ню ан сах м ик-
родинам ики, о соб ен н остях звукои звл ечен и я.
В том „волш ебн ом „чуть-чуть", без которого
н ет и ск у сств а, как говорил К. Б рю ллов. Н а-
п ри м ер, Г ленн Г ульд и Л е н н и Т р и стан о —
два вели ки х п и ан и ста, один из которы х ис-
п о л н я ет кл асси ку, а другой д ж а з, — п рекрас-
но восп ри н и м аю тся с ф онограм м , а не м ен ее
тал ан тл и в ы й В лади м и р Г оровиц те р я е т все
или почти все. Т е, кто сл уш ал его в о л ш еб -
ную игру на кон ц ертах, зн аю т это. Б о л ее то -
го, зап и сь на кассету , сд ел ан н ая „с ко л ен “ ,
о к аза л а сь вы рази тел ьн ее, чем грам п л асти н -
ка ф ирм ы „D e u tsc h e G ra m m o p h o n “ , за п и с а н -
н ая на том ж е концерте.
З а к а н ч и в а я си е п о в е с т в о в а н и е , п р о ш у
п р о ст и т ь м ен я , есл и я д о п у сти л н екоторую
ги п ер б о л и за ц и ю п о н яти й и сл и ш к о м к а т е -
го р и ч е с к и е с у ж д е н и я о б и н д и в и д у ал ь н ы х
св о й с тв а х с л у ш ат ел ей .
Я п ол ностью с о гл ас ен т а к ж е с м н ен и ем
г-на Ч и кн ав ер о ва из „Г ал а-С ал он а". М ы . эк с-
перты , о тл и чаем ся от н екоторы х сл уш ател ей
тем , что не п ер екл ю ч аем ся из со сто я н и я м е-
л ом ан а в со сто я н и е ау д и оф и л а и обратн о, а
п остоян н о н аходи м ся в эти х двух ип остасях.
К ром е того, мы н еп р ер ы в н о о б м е н и в а ем с я
опы том с наш им и коллегам и и з других горо-
д ов, с э к с п е р т а м и , р аб о таю щ и м и в други х
ж у р н а л а х , и п о л ьзу е м ся и н ф орм ац и ей , по-
лучаем ой и з разли чн ы х и сточников: И н сти -
ту т а и ск у с ств о зн ан и я Р осси й ской А кадем ии
н аук. Н И И к о м п л ек с н ы х со ц и о л о ги ч еск и х
и сследован и й , С ан кт-П етербургской к он сер-
ватори и и А кадем ии культуры .
©
В. Зуев
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
57
предыдущая страница 58 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 60 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст