ВИТРИНА
С У Б Ъ Е К Т И
0
Н П Я
Э К С П Е Р Т И З А К П К О Н А Е С Т Ь
(историй, поисии и парадоксы — тернистый путь к оптимуму)
Все в мире этом было мутным.
Пока не просветил его
Великий Ньютон.
Но Сатана не долго ждал реванш а,
Пришел Эйнштейн —
И стало все как раньше!
Л. Л андау
Эти ирон ически е строки касаю тся не
только парадоксов в толковании законов
природы, они отраж аю т такж е альтернатив-
ность многих сфер творческой деятельности
человека и имеют самое прямое отношение
к возникновению и развитию субъективной
экспертизы, ведьзвукотехника — часть фи-
зики.
ВВЕДЕНИЕ
В нашем ж урнале уж е была кратко изло-
жена история звукотехники и звукозаписи,
составленная на основании объективных ис-
торически х м атери алов (см. № 4 (5 ) 95.
с. 78). Кроме того, в других номерах1
разны -
ми авторами давались советы и рекоменда-
ции, как слуш ать музыку сегодня, распола-
гая целым „парком“ разнообразной звуко-
воспроизводящ ей аппаратуры, различными
носителям и ф онограмм и определенны м
слуховым опытом.
Напомним, что для меломанов главная
цель процесса „общения с музыкой“ — это
эмоциональное наслаждение, удовлетворе-
ние внутренней подсознательной потребно-
сти вдуховной эйфории. И нтеллектуальный
анализ в этом процессе не только неуместен,
но и невозможен, ибо вовлеченность доми-
нирует над другими функциями мозга. „Ко-
гда душа горит — рассудок спит" (В. В. С та-
сов). М еломаны не ищ ут особой комфорт-
ности звука, снисходительны к тональному
разбалансу и с удовольствием слуш ают ста-
ринны е ф онограм м ы . С луш атели -ауди о-
филы — это страстные поклонники „идеаль-
ного" звучания аппаратуры с высокой раз-
решающей способностью и оптимальным то-
нальным балансом . И менно от характера
звука они получают удовольствие и поэто-
му требуют самых совершенных с техничес-
кой точки зрения фонограмм, пренебрегая
архивными записями великих мастеров. Вы,
наверное, уж е убедились в том, что програм-
ма тестового компакт-диска „Аудио М ага-
зин Тест-СО 1" рассчитана как на мелома-
нов, так и на аудиофилов.
Н ельзя не упомянуть и об информацион-
но-интеллектуальном способе общения с му-
зыкой. Он необходим на профессиональном
уровне композиторам, дириж ерам, оркест-
рантам, педагогам и ученикам. О днако су-
щ ествует немало лю бителей таких музы -
кальных мероприятий, на которых концер-
ты сочетаю тся с беседами искусствоведов
или лекции по музыковедению иллю стриру-
ются фрагментами музыкальных произведе-
ний. Для таких лю бителей музыки вполне
1
„AM" № I (2) 95, с. 23; № 2 (3) 95, с. 32;
№ 5 (10) 96, с. 43; № 6 ( 11 ) 96. с, 31 и 52;
№ 1(12) 97, с. 60.
приемлем интроспективный анализ и „таб-
л и чн ая" форма интерпретации и сполняе-
мых произведений2. Эта группа, как прави-
ло, не имеет устойчивы х „вкусовых" при-
страстий в области аудиоаппаратуры и в на-
ших экспертизах практически не нуждается.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В эпоху господства граммофонов и пря-
мой акустической записи техническое (па-
раметрическое) качество воспроизведения
было не на высоте, но отсутствие электро-
механических преобразований и короткий
технологический процесс производства фо-
нограмм обеспечивали достаточную музы-
кальность записей.
Тогда ещ е не было ни аудиофилов (в на-
шем понимании), ни тем более субъектив-
ной экспертизы . М еломаны ж е не интере-
совались техническими параметрами аппа-
ратуры — они просто слуш али
м узы к у
и по-
лучали, пож алуй, не меньш ее наслаждение,
чем мы сейчас при помощи „хай-файных"
звуковых трактов.
П рим ерно тридцать лет длилась эпоха
акустической звукозаписи, но сущ ествен-
ной эволю ции в аппаратуре и в качестве
звучани я не произош ло. Револю ционны м
скачком было изобретение ламповых усили-
телей. В звукозапись пришли микрофоны,
появились громкоговорители, а пресловутая
обратная связь проникла даж е в рекордер
записываю щ ей установки. О билие измеряе-
мых электроакустических параметров и воз-
м ож ность управления ими натолкнули на
мысль о необходимости оптимизации аппа-
ратуры с учетом слуховых потребностей и
возмож ностей человека. Вот тогда и возник
вопрос о
суб ъект ивной
оценке качества ее
звучания. В 193 4 -1 9 3 5 гг. Л. Стоковский и
Г. Ф летчер провели большую серию опытов
по сравнительному прослуш иванию реаль-
ного оркестра и его ж е звучания, воспроиз-
в ед ен н о го ч е р е з э л е к т р о а к у с т и ч е с к и й
тракт. Статистическая обработка результа-
тов показала, что слуш атели почти не зам е-
тили разницы меж ду „ж ивы м“ и воспроиз-
веденным звуком .хотя звукотехника тех лет
была далека от „хай-энда“.
Этот парадоксальный факт был вскоре за-
быт, так как не имел большого практичес-
кого значения.
В послевоенные годы, пока ещ е тянулся
„ш лейф“ ламповой техники (где, как прави-
ло, субъективны е впечатления от звучания
вполне соответствовали техническим пара-
м етрам ), субъективная эксперти за своди-
лась лиш ь к определению заметности нели-
нейных и ам плитудно-частотны х и скаж е-
ний. С луш ались не музыкальные произведе-
ния, а короткие фрагменты с заранее внесен-
ными нормированными искаж ениями, и, по
сущ еству, в действительности исследова-
лись слуховые свойства экспертов.
Но вот Б ардин и Ш окли обн ар у ж и л и
транзисторный эффект, и грянула новая ре-
волюция в звукотехнике. Она проходила под
'-'„AM" № 1(12) 97, с. 60; № 3 (8) 96, с. 71.
лозунгом „Долой лампы — да здравствует
транзистор!“. Д ействительно, к 70-м годам
транзисторная техника достигла парам ет-
рического соверш енства: больш ие мощно-
сти, высокий КПД, тысячные доли процен-
та нелинейны х искаж ений, частотны е ха-
рактеристики от инфра- до ультразвука, вы-
сокий коэфф ициент демпфирования и т. д.
Д авно господствовала стереоф он ия, уж е
учитывалось влияние проводников и диэлек-
триков на звук, наука, технология и изме-
рительная техни ка находились на весьма
высоком уровне. Аудиофилы с их чувством
„параметрической гордости“ были в востор-
ге, а меломаны, слуш аю щ ие музыку, в не-
котором недоумении. Вскоре и самых вни-
мательных. „уш астых" аудиофилов постиг-
ло разочарование: параметры улучш ились,
а звук — что-то не очень. А иногда с улучш е-
нием параметров наблюдалось явное ухуд-
ш ение звучания аппаратуры.
Этот парадокс оказался самым значитель-
ным во всей истории развития звукотехни-
ки. П ервая попытка разобраться в этом и ис-
править положение была предпринята раз-
работчиками аудиоаппаратуры.
О ни сущ ественно расш ирили перечень
измеряемых и гарантируемых параметров.
Пошли в ход фазочастотные и динамические
искаж ения, переходные характеристики и
коэффициенты демпфирования нагрузки. В
популярных журналах появились„научные“
обоснования норм на эти параметры. Не по-
могло: уши упрямо говорили другое. Вот то-
гда вм еш ал и сь п о тр еб и тел и , и госпож а
С убъективная Экспертиза переш ла дорогу
разработчикам. О на прочно вошла в нашу
аудиофильскую ж изнь и теперь способству-
ет формированию новых взглядов на пара-
метры и звуковы е свойства аппаратуры и
возрож дению лам повой техники. Именно
субъективная экспертиза поддержала экзо-
тику „хай-энда“, стимулировала рост обрат-
но пропорциональной зависимости между
ценой и параметрами аппаратуры. В итоге
во многом благодаря субъективной экспер-
тизе из описаний, инструкций и рекламных
проспектов были исклю чены многие тех -
ни ческие парам етры , за которы ми ранее
так вним ательно следили аудиофилы. Т е-
перь в м есто и зм ер ен н ы х реал ьн ы х ф и -
зических величин господствуют звездочки
(кое-где „уш и"), своим количеством симво-
лизирую щ ие оценочное впечатление экс-
перта.
НАША СУБЪЕКТИВНАЯ
ЭКСПЕРТИЗА
Каждый из наших экспертов обладает ув-
леченностью и восприимчивостью мелома-
на, придирчивостью аудиофила и имеет про-
фессию инженера-звукотехника. В своей ра-
боте мы руководствуемся большим личным
опытом и научными м атериалам и С трас-
бургского института социальной психоло-
гии и Париж ского института по координа-
ции исследований в области акустики и му-
зыки (Institut de Recherche et de Coordination
A coustique et M usicale).
56
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 57 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 59 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст