ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
звучании современной музыки, где высоких не жалеют (не
свои!), сколько в записях симфонической музыки. Последнее
объясняем „злобным“ поведением „Legato Link S“, обнаружив-
шего массу высокочастотных составляющих и приступивше-
го к их размножению7.
При записи с частотой 48 кГц картина изменилась ради-
кально. Звучание оригинала и копии различается не больше,
чем звучание одного и того же компакт-диска на двух хоро-
ших проигрывателях CD.
То же, через цифровой кабель; 44,1 кГц. Появились легкие
„пионерские“ нотки. Но „Legato“ в „D-05“ намного благозвуч-
нее, чем в PD-R.
Луша. И все же жаль, что его не отключить!
М. А. А вот и отключить! Тот же эксперимент, 96 кГц. Те-
перь „легатятся“ только составляющие, расположенные не
очень далеко от 48 кГц. А их нет! Переход к 96 кГц просветля-
ет звучание, наполняет воздухом пространство между инстру-
ментами.
Луша. Только не надо опять про вуалевые дымки.
М. А. Можно отключить Legato, взяв сигнал с цифрового вы-
хода и подав на внешний конвертор, в нашем случае — на на-
ходящийся в пределах досягаемости „Cambridge Audio DAC
3“. На цифровом выходе никакого „Legato“ нет, и фонограм-
ма при частоте дискретизации 32 кГц звучит с внешним кон-
вертером гораздо приятнее. Кстати, в режиме „запись“ на ана-
логовом выходе „D-05“ сигнал уже с „Legato“!
Луша. Дык.
.. то есть гав! Короче, нет слов. Сквозной канал.
..
'
„Legato Link S“ на поверку оказалось более „злобным", чем просто
„Legato“. Вместо линейной, в общем-то, процедуры недостаточной
фильтрации комбинационных составляющих, дающей нам в версии
„просто Legato“ расширение спектра, „S“ предлагает какие-то гармо-
нические составляющие ВЧ-компонент. По крайней мере, это показа-
ли объективные измерения.
К. К. Итак, у нас в руках побывало весьма совершенное уст-
ройство для записи фонограмм. Принципиальных претензий
к звучанию „Pioneer D-05“ мы предъявить не смогли. Отме-
тим хорошие сервисные возможности. Мягкая и весьма быст-
рая перемотка обеспечивает доступ к любому фрагменту в сред-
нем за 8-12 секунд.
Недостатки DAT:
— высокая стоимость кассеты. Только в режиме LP (32 кГц,
240 мин) кассета становится экономичной;
— относительное отсутствие источников оригиналов для до-
машней DAT-записи. Если запись с компакт-диска на „потолоч-
ный“ кассетник еще чем-то можно оправдать, то на DAT —
нет.
DAT достоин более качественных оригиналов.
М. А. Вы забыли про виниловый диск. Сегодня это реаль-
ный источник сигнала для хорошего DAT-аппарата. Пластин-
ку можно теперь убрать и слушать любимую запись сколько
угодно. Возможность записи с компакт-диска (и даже с ком-
пакт-кассеты) тоже нельзя отвергать полностью. Именно DAT
позволит собрать и сохранить замечательную коллекцию.
***
М. А. В приличной профессиональной студии всегда найдут-
ся проигрыватель CD, DAT-магнитофон и MD-рекордер. Мо-
жет быть, так же следует решать и задачу комплектования до-
машней аудиомастерской: CD + DAT + MD + PD-R? Это было
бы радикальное решение. И не надо будет изводиться сомне-
ниями, какой аппарат лучше.
К. К. А тот, кто годами привыкал к своему старенькому
„Akai GX-9“, с ухмылочкой перевернет последнюю страницу,
заправит в аппарат „Sony UX-Pro“.
..
Луша. ,,UX-Pro-V“. Еще больше кобальтированной гамма-
окиси железа!
К. К. .
..и тихо нажмет кнопку „Rec“. В добрый путь!
Сжатие аудиоданных
Давно известно, что аппарат с лучшими
измеренными параметрами не всегда луч-
ше звучит. Дело в том, что прибор измеря-
ет одно, а для слуха важнее другое. И зву-
ковую аппаратуру нужно разрабатывать не
под прибор, а под слух, поэтому ученые
ищут способ уменьшить не только величи-
ну искажений, но и их заметность.
Первыми серьезно взялись за эту мысль
разработчики цифровых систем звукозапи-
си. При уменьшении искажений за счет по-
вышения частоты дискретизации и разряд-
ности кода увеличивается объем сообще-
ния. На CD одна секунда стереозвучания за-
нимает 1,5 млн. бит, а системе DSD1
на за-
пись одной секунды нужно больше 5 млн.
бит. Хранить или передавать такой объем
информации довольно хлопотно и дорого.
Нужно было уменьшить объем сообщения.
Благодаря наличию широких возможно-
стей обработки сигналов в цифровой форме
были созданы различные системы компрес-
сии данных.
В основе почти всех современных систем
сжатия цш
|>
1
>овых аудиоданных лежат спе-
цифические свойства слуха. Если, напри-
мер, одновременно воспроизвести два сиг-
нала (на рис. За показан их спектр), то бо-
лее слабый может оказаться маскирован-
ным и будет неслышен. Чем меньше разли-
1
Запись в цифровой системе DSD (Direct Stream
Digital) позволяет получить полосу частот 100 кГц
и уровень искажений квантования ниже -120 дБ.
A s . дБ
Первый
а)
гыгняп
Рис. 3. Два сигнала (а) воспринимаются на слух
как один (б), если второй сигнал меньше по уров-
ню и маскируется
чаются частоты сигналов, тем сильнее этот
эффект. Для сигналов с близкими частота-
ми порог маскирования составляет всего
10 дБ или даже меньше.
Для слуха два сигнала (а и 6) оказывают-
ся одинаковыми. Если передавать только
один сигнал, игнорируя второй, лежащий
ниже порога слышимости, то можно умень-
шить объем сообщения без потери качества.
Дополнительную компрессию данных
можно получить за счет эффекта маскиро-
вания во временной области. Суть его в том,
что сигнал низкого уровня, следующий во
времени за громким, также маскируется и
его также можно не передавать, экономя на
этом пропускную способность разрабаты-
ваемой системы. Кстати, если слабый звук
приходит раньше, чем сильный, он все рав-
но может оказаться маскированным.
Рисунок иллюстрирует процедуру сжа-
тия данных. Сначала рассчитывается
спектр сигнала (рис. 4а), для этого исполь-
зуется быстрое преобразование Фурье или
дискретное косинусное преобразование бло-
ка данных. Длина блока равна 256 или 512
отсчетам (при частоте дискретизации
48 кГц это 5,3 или 10,6 мс звучания). Ис-
пользуют и большую выборку, например
1024, но в этом случае для вычислений тре-
буется процессор с очень высоким быстро-
действием.
В полученном спектре сигнала (рис. 46)
выделяются самые мощные составляющие
и определяется порог маскирования этими
составляющими других составляющих
Х(Г). Те спектральные составляющие сигна-
ла, уровень которых ниже порога маскиро-
вания, не воспринимаются слухом, и их
можно не передавать (выделены на рис. 46
красным цветом).
Если спектр сигнала разделить на узкие
полосы, то в каждой из таких полос уровень
помех (например, шумов квантования)
можно допустить высоким, всего на 30-
40 дБ ниже уровня сигнала, но эти помехи
будут почти незаметны на слух. Эго означа-
ет, что сигнал в каждой из таких полос мож-
но кодировать с пониженной точностью, ис-
пользуя не 16 бит, а, например, только 6. На
рис. 4в пурпурным цветом показан допус-
тимый уровень искажений квантования в
52
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 53 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 55 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст