ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Луша. Вот сосед наш три года просроченные продукты с Сен-
ной площадибел. Ел и ел. Ел и ел и никаких искажений не чув-
ствовал.
М. А. Ну и?.
.
Луша. Теперь у его собаки другой хозяин.
К. К. Кстати, бывают и такие искажения. Слушаешь плохо
оцифрованную музыку месяцами, а потом.
..
Луша. Обращаешься к своему фармацевту.
М. А. Другое дело, что обнаружить, идентифицировать, из-
мерить и формализовать искажения бывает очень и очень труд-
но. Тогда вместо того, чтобы разобраться, начинают говорить о
„таинственных ингредиентах“ или эмоциях под обратной свя-
зью. Или наоборот: научились что-то измерять, а что — не зна-
ем. Но измеряем. И уменьшаем. И измеряем. А слышим мы из-
меряемое или нет, это почему-то неважно. О порогах слышимо-
сти многих видов искажений никто как следует не думал.
Луша. Это о джиттере. Я угадала. Кстати, во время вашего
лирического отступления я кое-что придумала: записывая му-
зыку на носитель, надо не столько уменьшать искажения,
сколько делать так, чтобы ухо их меньше замечало.
М. А. Упрощаешь, подруга. Заметить шум и щелчки на ви-
ниле проще простого. Но немало и таких слушателей, кому они
не мешают. Для остальных, пожалуйста, — компакт-диск. И
все бы в нем хорошо, кабы не шумы квантования, иначе гово-
ря, искажения. Однако изобрели SBM, a -процессор, „Legato",
HDCD и, в общем-то, обманули ухо. Добрая половина слуша-
телей теперь утверждает, что и квантование стало благозвуч-
нее.
К. К. Дальше на пути
уменьш ения
искажений — только но-
вый формат: 20 бит х 48 кГц или 24 х 96.
Луша. Получится из пушек по воробьям. Вот представь, Кос-
тик, что ты делаешь плов.
М. А. Ты, наверное, не кормил ее сегодня?
Луша. Взвешиваешь продукты. А у тебя только стограммо-
вые гири. Ну, мясо, рис, лук, морковь ты взвесить сумеешь,
но специи, особенно перчик и соль, взвесить будет нелегко.
М. А. Как она нас, а? Хочешь поточнее — бери гири по од-
ному грамму, можно еще точнее — 24 бит, простите, 0,1 г.
Только пока их считать будешь.
..
К. К. Вообще-то я ничего не взвешиваю, все на глаз кладу.
М. А. Разработчики MD поступают примерно так же, толь-
ко ориентируются они не на глаз, а на слух. Записывают сиг-
нал с искажениями, но с такими, которых уши большинства
слушателей не замечают. Так уж получилось, что известны-
ми, применяемыми для аналоговых систем способами (изме-
рением АЧХ, шумов и гармоник синуса) этих искажений не
обнаружить.
Луша. Я про уши знаю такие примеры. Одни уши на джит-
тер натренированы, как фокс на трюфели. Он им везде мере-
щится. Другие— на медь некачественную.
..
М. А. Это когда валторна фальшивит?
Луша. Да нет. Вот твой, Костик, приятель сначала в сигналь-
ной цепи провода на серебро поменял, потом питание, транс-
форматор, подводящие.
.. Счетчик раскурочил, ввод-вывод, в
подъезде покопался, на улице. Звук все улучшается и улуч-
шается. Сейчас он к ЛАЭС подбирается.
..
М. А. Пора слушать PD-R, „пишущий“ проигрыватель ком-
пакт-дисков „Pioneer PDR-05“. Это дитя прогресса занимает
совершенно изолированную комнату в коммунальной hi-fi-
квартире. Поначалу кажется, что мы имеем дело с монстром,
порождением чьей-то бредовой мысли. Посудите сами. Воз-
можна только однократная запись, — раз.
Луша. То есть один PD-R может записать один диск?
М. А. Диск-заготовка недешев ($10), да и помещается на не-
го лишь 74 минуты записи (60-минутный диск стоит $8), —
два. То, что записано, не стереть и не изменить, — три. Стои-
мость аппарата 6 млн. 380 тысяч рублей, то есть больше, чем
‘ Один из самых дешевых продовольственных рынков Петербурга.
хорошего проигрывателя компакт-дисков, хорошей мини-дис-
ковой деки и хорошего кассетного магнитофона вместе взя-
тых, — четыре.
Луша. Ничего себе реклама! Кто же теперь это чудовище купит?
К. К. С другой стороны, по скольку раз мы с тобой, собака,
записывали музыку на каждую кассету из нашей коллекции?
Луша. Раз эдак по.
.. одному.
..
К. К. Добываем интересные диски и копируем. Если надо —
выборочно. А что мы имеем в результате, показывает прослу-
шивание,
М. А. Играет аппарат, скажем прямо, так себе. Не хуже и не
лучше любого „Пионера“ за $350 с „Legato Link S“. Или не в
„Legato“ дело?
Зато
пиш ет
PD-R один в один. По крайней мере, различить
звучание диска-оригинала и копии очень и очень сложно, про-
игрываем мы их на самом PD-R, или на „Yamaha CD-X1060",
или на „Marantz CD-67 SE“.
Луша. Значит, не такое уж он и чудовище. А представляете
себе, какое удовольствие получить на день рождения компакт-
диск с фирменными записями, причем любимыми? Самодель-
ный „The Best of.
..“. Причем навсегда — не сносится.
К. К. Со всеми измерительными тестами PD-R справился.
Машина без подвохов, исключая пресловутое „Legato“.
Перейдем теперь к цифровому магнитофону формата DAT
„Pioneer D-05“.
16-битовый аппарат позволяет вести запись с аналогового
выхода источника с частотой дискретизации 32, 48 и 96 кГц
(соответственно 4 часа, 2 часа и 1 час на кассету ценой $20).
Измерений можно было бы и не делать. Претензий к аппа-
рату нет. А вот прослушивание выявило несколько интерес-
ных его особенностей.
Когда велась запись с компакт-диска с частотой дискрети-
зации 32 кГц, разница между копией и оригинальной записью
(воспроизводившейся на проигрывателе компакт-дисков
„Yamaha CD-X1060") бросалась в глаза, причем не столько при
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
51
предыдущая страница 52 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 54 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст