СПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СИНД
Луша. У одного моего знакомого есть коллекция на виниле.
Он ее не прослушивает — просматривает. А слушать хочется!
Когда совсем невмоготу становится, он вытаскивает пластин-
ку из конверта и наблюдает дорожку под увеличительным
стеклом: вот.
.. вот.
.. скрипочки вступили.
.. Это у нас что? Это
литавры. Выбоинку прошли.
.. Даже не щелкнула. Взмахнул
палочкой.
.. Тромбончики.
.. Ну кто чихает, кто чихает-то в за-
ле! И туба вниз: та-ра-ра-рам, ра-ра-рам, ра-ра-рам, у-у-у-у!
Люблю Чайковского!
К. К. А кассета, как бы ни была она удобна, после 20 прого-
нов заметно сдает, а после сотни уже ни на что не годится. Зна-
ет ли кто способ продлить жизнь компакт-кассеты?
Луша. И пачки „Педигри пала“.
..
М. А. Холодильник?
Луша. Нет. Просто не распаковывать.
М. А. Несколько проще с записью на DAT-магнитофон. В та-
ком аппарате нетрудно организовать сквозной канал и контро-
лировать качество фонограммы уже в процессе записи. Прав-
да, DAT-кассета стареет, пусть и медленнее обычной. Но особо
ценные записи можно раз в два-три года переписывать на но-
вые кассеты. Если это аккуратно делать „в цифре“, то накоп-
ления ошибок происходить не будет и музыка на этой фоно-
грамме будет жить вечно.
К. К. И наконец, удобство пользования. У цифровых
аппаратов — легкий поиск, быстрый доступ, воспроизведение
по программе, возможность редактирования, Peak Search. Ко-
гда поработал с хорошим аппаратом, к простенькому уже ду-
ша не лежит.
М. А. Важно, что в цифровых аппаратах можно установить
разные интерфейсы: рано или поздно захочется переписать
что-нибудь на другой носитель, и потребуется при этом коак-
сиальный кабель или оптический, SCSI или RS422 или еще ка-
кой-нибудь компьютерный порт — заранее не известно. Же-
лательно, чтобы можно было регулировать уровень записи при
цифровом копировании, иначе одна вещь получится громкой,
другая — тихой. Хорошо бы.
..
Луша. Курочки кусочек, да с макарончиками.
М. А. Да с подливой.
.. Кажется, я сбился с мысли.
К. К. У каждого потребителя свои требования к звуковой
аппаратуре. Одному важно, чтобы покупка понравилась друзь-
ям. Другой обратит внимание на уровень шумов. Третьему
нужна вовлеченность в прослушивание, четвертому — гармо-
ничность интерьера.
Луша. Какая в терьерах гармоничность? Гонор, шерсть на
ковре и вся грязь со двора.
..
К. К. Оставим пока интерьер в покое и вернемся к критери-
ям качества звучания. Здесь тоже далеко не все однозначно.
Например, LP — признанный лидер по музыкальности: так пе-
редать богатство музыки может только очень хороший проиг-
рыватель компакт-дисков (бобинник не в счет).
С. Л. Но по шумам LP — ротвейлер. Простите, аутсайдер.
М. А. А когда меняешь аппарат одного типа на аппарат дру-
гого, срабатывает правило контрастов. После „винилового“
проигрывателя звучание проигрывателя CD кажется звонким,
чистым. Прислушаешься и понимаешь, что отсутствие шумов
и „звон“ на высоких не сделали звук лучше. Общая оценка зву-
чания складывается из многих и многих факторов, и они мо-
гут взаимно усиливаться или ослабляться. Значимость этих
факторов является непостоянной величиной, в течение дня (но-
чи, времени года, жизни) она может заметно меняться.
Попробую подвести первые итоги. Качество звучания
аппаратуры — понятие очень размытое. Сравнивать аппара-
ты можно только в пределах одного типа: например, можно
говорить, что один проигрыватель CD лучше другого проиг-
рывателя.
К. К. Но и такая оценка требует оговорок, касающихся осо-
бенностей звукового материала. В некоторых жанрах совре-
менной электронной музыки, кроме низких, высоких, гром-
ких и тихих звуков, ничего нет. Звук существует как самоцель,
своего рода музыкальный.
.. ну этот, как его.
..
Луша. Абстракционизм.
М. А. В то же время к сигналу в этом случае требуется бе-
режное отношение: широк динамический и частотный диапа-
зон. Шумы или спад АЧХ на высоких — и уже ничего не оста-
лось. Для такой музыки одинаково хороши MD, проигрыва-
тель CD и PD-R. Заметить разницу не удастся.
Бывает „электронщина“ со словами — самый распростра-
ненный, кстати, товар на рынке. Фонограммы записаны под
аппаратуру массового потребителя: бумбоксы, телевизоры, ми-
ни-системы. И звучат эти записи одинаково что на бумбоксе,
что на хорошей аппаратуре.
Луша. Фанера по форме и дрова по содержанию. Я тоже го-
това вступить в дискуссию о критериях качества. Хуже всего
горит сырая осина.
..
К. К. Перейдем к нормальной эстраде и популярной симфо-
нической музыке. В качестве примера приведу альбомы Чи-
жа: их можно слушать и на карманном CD-плейере, но если
взять высококачественный тракт, то окажется, что кроме зву-
ков на этом диске есть еще что-то. Я бы сказал — музыка. И ее
побольше, чем у иных „Guns’n Roses“ и „Take That“.
Наконец, серьезная, сложная симфоническая музыка. Ее на
бумбоксе слушать просто невозможно. Неинтересно. Все рав-
но что около работающего компрессора беседовать о Берлиозе
с бригадой дорожных рабочих, снимающих отбойниками ас-
фальт с Дворцового моста.
М. А. Аппарат для записи надо подбирать „под музыку“. Ес-
ли ориентироваться на сложные симфонические произведе-
ния, то лучший результат даст DAT в режиме 96 кГц4. Несколь-
ко слабее позиция PD-R, хотя претензий нет и к нему. А вот
MD отстает заметно, Чижа я предпочту на нем не записывать.
К. К. Нужно учитывать не только жанр записанного музы-
кального произведения, но и то, как оно исполнено. Высшая
оценка исполнению —
вовлеченност ь
любителя музыки в про-
слушивание, его сопереживание эмоциям музыкального про-
изведения, эмоциям исполнителей. Можно предположить, что
либо эмоции, эта „транслируемая по проводам субстанция“,
есть, либо их, извините, нет. А что, интересно, чувствует ис-
полнитель, когда трехминутное произведение несколько дней
записывают едва ли не по нотам, а потом собирают, как мосто-
вую из булыжников или одеяло из лоскутков?
Луша. Представьте себе Шаляпина, два месяца записываю-
щего „Дубинушку“ по бревнышку, то есть по такту.
М. А. Современная технология записи позволяет записать
партию каждого инструмента отдельно и уже потом объеди-
нить их, так что музыкантам даже не обязательно встречать-
ся. Часто вместо того, чтобы приглашать капризных музыкан-
тов с настоящими инструментами, берут синтезатор. Так и про-
ще, и дешевле. Если используется MIDI-формат, то по задан-
ным компьютеру тональным и прочим характеристикам син-
тезируется музыкальный сигнал. В тех случаях, когда исполь-
зуется сэмплер, музыкант оперирует фрагментами натураль-
ного звучания.
К. К. В результате получается, что оригинала
звучания
му-
зыкального произведения просто не существует, имеется лишь
созданная звукорежиссером из компьютерных полуфабрика-
тов фонограмма.
Луша. Эго как шпроты, которые тоже живьем не существуют.
М. А. И найдется немало аудиофилов, которые знакомы
только с такой музыкой и предпочитают именно ее.
К. К. Не слишком ли резко? Одни пойдут на концерт в Боль-
шой зал Филармонии, другие предпочтут в узком кругу рас-
пить под Мендельсона в мини-дисковой версии бутылочку со-
ветского шампанского, и не будем спорить о привычках и вку-
сах. Тем более что почти 90% дисков записаны в технологии
многоканальной записи с использованием синтезаторов. Ка-
кие уж там эмоции, одна головная боль после душной сту-
дии.
1 Запись с частотой дискретизации 96 кГц возможна только с аналого-
вого входа.
48
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст