ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ
СТЕНД
щенно говоря, увеличивает число отсче-
тов;
3) собственно микросхема-ЦАП, пре-
образующая последовательность сигна-
лов вида „
0
“ или „
1
“ в плавно изменяю-
щийся во времени аналоговый сигнал (ток
у подавляющего большинства мультиби-
товых ЦАПов, напряжение — у низкоби-
товых);
4) в случае мультибитового ЦАПа тре-
буется преобразователь „ток —напряже-
ние“, который работает в соответствии с
названием;
5) аналоговый фильтр (или фильтры),
который не пропускает на выход высоко-
частотные остатки цифрового сигнала;
6
) выходной каскад, усиливающий сиг-
нал по напряжению и обеспечивающий
согласование по уровню и импедансу со
следующим компонентом тракта - усили-
телем.
В цифровом фильтре или ЦАПе могут
найти место и разнообразные устройства
подмешивания псевдослучайного сигна-
ла, прочие формирователи шума, адаптив-
ные фильтры, программно или аппаратно
реализованные „имитаторы“ низкоуров-
невой звуковой информации и т.д.
Интересно, что, при равных показате-
лях линейности на низких уровнях, низ-
кобитовые конверторы намного дешевле
мультибитовых, которые часто требуют
трудоемкой заводской настройки1. Имеет-
ся расхожее мнение, что проигрыватели с
низкобитовыми ЦАПами дают звучание
более гладкое и неутомительное, а с
'мультибитовыми — более динамичное и
„ритмичное“.
На фоне всеобщего увлечения той или
иной новинкой схемотехники японская
фирма „Denon" сохраняла поистине буд-
дийскую невозмутимость. Во всех проиг-
рывателях и конверторах фирмы приме-
нялись и применяются только мультиби-
товые ЦАПы.
В то же время фирма вела собственные
разработки в области адаптивной фильт-
рации и в начале 90-х годов воплотила в
жизнь „альфа-процессор“ — адаптивный
фильтр низких частот, использующий ап-
паратный алгоритм
2
„домысливания“ низ-
коуровневых составляющих сигнала.
Примерно тогда же появился и конвер-
тор, этот алгоритм использующий, —
„Denon DA-500“, один из первых внешних
блоков цифро-аналогового преобразова-
ния, который продавался дешевле $500.
По моим подсчетам, конвертор выпускал-
ся не менее 5 лет, что уже внушает трепет-
ное уважение. Обычно японские фирмы
легко меняют модели каждую весну. Не-
давно „DA-500“ все же сняли с производ-
ства, но, мне кажется, определенный нн-
1
Кроме того, цифровой фильтр, формирователь
шума и низкобитовый ЦАП можно объединить
в один монолитный чип.
Adaptive Line Pattern Harmonized Algorithm
(ALPHA). См. „AM“ № 5 (10) 96. c. 60.
терес для читателей „AM“ это изделие
представляет: на складах оно еще есть и
можно ожидать снижения его цены.
В „DA-500“ используются два 20-бито-
вых ЦАПа (предположительно „Burr-
Brown“) в дифференциальном включе-
нии. Один из пяти цифровых входов (трех
электрических коаксиальных, двух опти-
ческих TosLink) выбирается клавишей на
передней панели. Там же расположен
весьма полезный переключатель инвер-
сии абсолютной фазы сигнала (работаю-
щий с небольшой задержкой) и индика-
торы рабочей частоты дискретизации (32,
44 и 48 кГц). Большое количество входов
делает „DA-500" необычайно удобным
для владельцев нескольких источников
цифрового сигнала; проигрывателя CD.
ОАТ-магнит(к|)она, приемника спутнико-
вого ТВ и др.
Дополнительный блок
к проигрывателям компакт-дисков
„Musical Fidelity X-10D“ (S190)
Технические ха рактери сти ки
(по данны м п р ои зв о ди те ля )
Рабочий диапазон частот
Общий коэффициент
10 Гц— 100 кГц
±0.2 дБ
гармонических искажений
0,005%
Разделение каналов
90 дБ
Отношение сигнал/шум
98 дБ
Входное сопротивление
470 кОм
Выходное сопротивление
менее 200 Ом
Буфер —
согласователь импеданса
„Musical Fidelity X-10D
“3
входит в серию
компонентов одинакового внешнего вида.
Он появился в ней первым, затем после-
довали конвертор „Х-DAC" (см. обзор
Г. Микаэляна в „АМ“ №
2(13) 97) и лам-
повый усилитель для головных телефонов
„Х-CANS“. В планах фирмы - еще не-
сколько компонентов4
.
„X-10D“ имеет черный цилиндриче-
ский корпус из анодированного алюми-
ния, светлую переднюю панель с крас-
ным светодиодом —
индикатором нали-
чия электропитания. Чтобы цилиндр не
перекатывался по полкам ваших аудио-
стоек, он поставлен на салазки
два
прутка.
Каждый взгляд, брошенный мной на
это сооружение, ностальгически перено-
сит меня в лаборатории НИИ, где я ко-
гда-то работал. На одном из столов стоял
термостат, напоминающий гигантский
„X-10D“, но с дверцей. Он был предназна-
чен для запекания клеев в магнитных це-
пях и звуковых катушках громкоговори-
телей. В обеденный перерыв некоторые
сотрудники использовали его в качестве
3 Произносится „экс-тен-ди“, что созвучно сло-
ву extended („расширенный“).
' „Х-LP“- корректор ММ/МС, „Х-PRE“ - ли-
нейный предварительный усилитель (лампо-
вый), „Х-PSU"
внешний блок электропита-
ния, „Х-TONE” - регулятор тембра.
того, что сейчас бы назвали микроволно-
вой печью.
..
Внутри „Х-1(Ю“ находятся два мало-
сигнальных
двойных
триода
6922
(КСС
88
), включенных по схеме с общим
катодом и с емкостной развязкой. После
выпрямителя и стабилизаторов (полупро-
водниковых) постоянное напряжение по-
дастся на аноды ламп и на накал. Сетевой
трансформатор (понижающий, 12 В пере-
менного тока) спрятан в отдельном блоч-
ке и втыкается в розетку как блок пита-
ния калькулятора.
Для чего он („Х-1(Ш“) нужен?
Оставив в стороне рекламные заявле-
ния вроде „улучшает звук“
это выяснит-
ся после прослушивания, —
попробуем ра-
зобраться. Частично я повторю ответ чи-
тателю Е. Миняеву, напечатанный в„АМ"
1 (12)97.
Проблема I. В выходных усилитель-
ных каскадах недорогих проигрывателей
компакт-дисков используются операци-
онные усилители с небольшим напряже-
нием электропитания. Такая схема имеет
довольно высокое выходное сопротивле-
ние (больше 1 кОм), что может привести
к неудачному согласованию с усилителем
(особенно если у него низкое входное со-
противление (менее ЮкОм)). Высокое
выходное сопротивление также увеличи-
вает влияние соединительных кабелей на
звучание.
Возможное решение. Высокое входное
сопротивление (470 кОм) лампового по-
вторителя облегчает режим работы вы-
ходного каскада проигрывателя. Низкое
выходное сопротивление (200 Ом) повто-
рителя снижает влияние емкости соеди-
нительного кабеля и обеспечивает хоро-
шее согласование с усилителем.
Проблема 2. В выходной аналоговый
сигнал проигрывателя СО могут попадать
плохо отфильтрованные СВЧ-сигналы
(из цифровой части схемы либо по цепям
электрон итан ия ).
Возможное решение. Ламповый усили-
тельный каскад имеет естественный спад
на СВЧ.
Проблема 3. Присущие формату „ком-
пакт-диск“ шумы квантования проявля-
ются как искажения третьего и более вы-
соких порядков.
Возможное решение. Гармоники высо-
ких порядков менее заметны на слух, ес-
ли они маскируются небольшим количе-
ством второй гармоники сигнала. Снижая
глубину ООС, можно получить в лампо-
вом каскаде незаметное, но ласкающее
слух искажение сигнала.
Гладко, как говорится, все на бумаге, но
нельзя промолчать о том, что, добавив в
тракт блок согласования „Х-1(Ш“, вы по-
лучаете лишний компонент и лишнюю па-
ру межблочных кабелей. Здравый смысл
подсказывает, что пользу „Х-1(Ю" прине-
сет лишь в тракте с недорогим проигры-
вателем СО.
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
31
предыдущая страница 32 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 34 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст