ПОЧТА
к а
п о л ь зу ю с ь
„ К о р в е т о м -1 2 8 “
и
„ЭДА-OOl“ , но ведь и х рано и л и поздно
придется м ен ять — а на что? К с о ж а л е -
нию , н и кто в свое в р ем я не п о д дер ж ал
производителей этих головок, а зр я: пусть
это и не „van den H u i“ и ли „K isek i“ , но что
эти го л о в к и в д е ся т ь р а з д о р о ж е своей
цены — это у ж точно. О сновная пробле-
ма при вы боре головок — к а к о тл и ч и ть
hi-fi от D J, пока не вскр ы л у п ак о в ку и не
в зял в р у к и беличью к и сто ч к у . М не вот
тут реком ендовали „R ega S u p e rb ia s“ , но
она о к азал ась „ж естк о й “ ; хорош о, что я
ее не у сп ел к у п и т ь . И , к о н е ч н о , и г л а
д о л ж н а б ы ть п р о ф и л ьн о й : к о н и ч е с к а я
всегда будет вр ать, д а ж е если это ч е т ы -
реж ды р а зъ яп о н с к а я головка с к а т у ш к а -
ми и з золота.
И ещ е одна н асто ятел ьн ая просьба. П о -
с к о л ь к у р а зв ер н у ты е эк с п е р и м ен ты по
подбору проводов д л я бо л ьш и н ства и з нас
невозм ож ны в си л у п р о к л яты х ф и н ан со-
вы х о гр ан и ч е н и й , не о т к а ж и т е с ь п од е-
ли ться опы том : остро нуж ен сж а ты й , но,
по возм ож ности, полны й ком пенди ум п о-
лученны х вам и результатов соеди нения
го л о в к и с П К 3 *
(зд е с ь сво и п р о б л е м ы :
м у зы к а л ь н о с т ь — м а с с а — ги б к о с т ь ).
П усть это будет д а ж е довольн о дорогой
к о м п о н е н т , но п р о б л е м у х о т е л о с ь бы
сн ять раз и навсегда (надолго). Н аводки ,
кстати , м ен я не волную т: загн ать их под
100 д Б не проблем а.
И н аконец: не ж ел ает ли „[А удио] М а-
гази н “ в ы ск азаться в п о д дер ж к у п р о и з-
водства о течествен н ого „ в и н и л а “ ? А то
в ед ь п о л у ч и л о с ь , к а к у б о л ь ш е в и к о в
(лом ать — не строить, и здесь м ы вп ере-
ди планеты всей), хотя „М елодия“ в свое
врем я н ах в атал а к у ч у „Ш арлей К р о “ , и
недаром . Д а и я, с тех пор к ак научи лся
считы вать инф орм ацию с к ан авк и , готов
присоединиться к Х рущ еву: „Советское —
значит отличное“ , — причем зачастую от-
личное в лучш ую сторону. А наш у ш колу
звукореж иссуры , несм отря на отсутствие
этих сам ы х ш кол, я считаю непревзойден-
ной и лучш ей в м ире. Т олько не нуж н о от-
делы ваться общ ими ф разам и вроде „ниче-
го нельзя поделать“ или „поезд уш ел“ . Н а -
до для начала хотя бы слом ать м ассовы е
стереоти п ы , и, есл и мы все о чен ь з а х о -
тим , — российский „ви н и л“ будет!
В аш и чи татели постоянно задаю т вам
вопросы по поводу переделок м ногостра-
дальны х „35 АС“ (что поделаеш ь, видно,
многим ещ е долго с ним и ж и ть, к а к со ста-
рой ж еной), а вам , чувствуется, не очень-
то интересно с ним и во зи ться. Я ж е к а к
раз повозился с ним и и зрядно, и готов, в
меру сил, ответить за вас. В о-первы х, к ва-
р и а н ту п е р ед ел к и , о п у б л и к о в а н н о м у в
„Радио“, 1990, № 4, нельзя подходить не-
критичн о: г-н П ередереев добросовестно
передрал целы е абзацы из книги А лдош и -
ной и В ойш вилло, но сам ое кн и гу, судя по
всему, до конца не прочел — и в схем е пол-
а Интересно, что такое ПК?
но о ш и бо к . (У п р ек в аш ем у р ец ен зен ту :
ф и л ь тр ы всеп роп ускаю щ его т и п а , поче-
му-то н азванны е в [„Р ади о“] „лестн и чн ы -
м и “ , хотя терм ин относится к структуре,
а не к ти п у, отню дь не чувствительны к но-
м и н алам элем ентов, а наоборот: достаточ-
но пары зн ач ащ и х циф р. Вас, очевидно,
вв ел а в за б л у ж д е н и е н е л е п а я ц и ф и р ь в
сх ем е.) В о-вторы х, и с п о л ьзо вать за м о р -
ски е автоголовки, если судить по „пионер-
с к и м “ , не стоит — в них явн о перелож ено
сахару. И если вы , дорогой сам одельщ ин,
не т ай н ы й сластолю бец, то через неделю
завоете от и х „ани линового“ зву к а. К уда
л у ч ш е з а м е н и т ь с р е д н е ч а с т о т н и к на
5 ГДШ -5-4 („Р ади о“ , 1987, № 8), с ф и л ь т-
ром на 5 кГ ц, и ли вообщ е его не зам ен ять
(„Радио“ , 1995, № 5). Р еком ен дац и ям Ш о-
рова вполне м ож но доверять: с тех пор им
и его последователям и перепробовано м но-
ж ество разн ы х головок, ф и рм ен н ы х и не
очень, но 5 ГД Ш -5-4 звучи т лучш е. Н епо-
средственно и в равн ы х услови ях я зв у ч а-
ние обоих вари ан тов не ср авн и вал , одн а-
ко могу засви детельствовать, что в том и
другом случае „35 А С“ звучат двум я к л ас -
сам и вы ш е. П о край н ей м ере, говорить о
м ини -м иди-систем ах после эти х АС не за -
х о ч е т ся. Н е с тав я под со м н ен и е ш оров-
скую зам ен у, отм ечу, что второй вариант
дает о тли чн ую д и агр ам м у н ап р а в л е н н о -
сти и сли тн ость СЧ- и В Ч -полос, к а к и е на
„ф ирм е“ не всегда бы ваю т. Т ак что вы би-
р ай те вари ан т сам и , на свой вкус, не за -
будьте только настроить головки по дем п -
ф ированию . К стати , в той ж е статье (1995,
№ 5) р а с с к а за н о , к а к у к р о т и т ь го л о в к у
15 Г Д В -1-16(10Г Д -35), причем этот метод
к ак м ини м ум децибел на 30 эф ф ективнее
и в ш есть раз прощ е, чем „л естн и чн ы й “ .
Н а прочи х асп е к та х п ер ед ел к и (корп ус,
к о м м у та ц и я , п одвеска) о стан авл и ваться
не буду — они всем и звестны . Е динствен-
ное, чего я и вправду не зн аю , — с к аки м и
во ж ж ам и „35 А С“ л у чш е за п р ягать в уси-
л и т ел ь . М ож ет, к то -н и бу д ь п о д ск а ж е т?
О тм еч у , что р а зр еш аю щ е й способности
АС после переделки более чем достаточно,
чтобы говорить о соеди нительны х кабелях
всерьез. С луш айте на здоровье!
Д орогие зн ато к и дорогой аппаратуры !
Д вум я рукам и поддерж иваю вас в вопро-
се о тем б р о к о р р ек ц и и , того ж е г-на М и-
к а э л я н а
(„О
т е м б р о б л о к е “ ,
„А М “
№ 4 (9) 96); я и сам давн о д о гад ал ся, что
9 9 % L P о п т и м а л ь н о з в у ч а т в р е ж и м е
„ d ire ct“ , а к о р р ек ц и я, с каж ем , ВЧ в п р е-
делах более чем ± 3 д Б ощ утим о ухудш ает
врем енны е х ар ак тер и сти к и , не говоря уж
о потере волш ебства и п р ., д а ж е в случае
записей 40-х гг. Н о это справедливо л и ш ь
при непрем енном условии: н али чи и м а к -
сим ально „расчищ енного“ , линейн ого ж е
т р ак та от носителя до подставок под АС.
Л ю бы е ш ум ы , и с к аж е н и я, пом ехи, сете-
вой ф он, В Ч -н аводки , резонансы р азр у ш а -
ют субъекти вн ы й тон альн ы й баланс. И ес-
ли тщ ательн о настроить т р ак т м ы в си лах,
то н оси тел и о стаю тся наи более к р и т и ч -
н ы м „ у зл о м “ . Е сл и с L P той ж е „М ело-
д и и “, н ачи н ая с ГОСТ 5289-68, а то и рань-
ш е, все в порядке, то уж е „DG“ или „ЕМ Г‘
могут преподнести н еп ри ятн ы й сю рприз,
а больш инство CD — вообщ е „косы е“ : ш у -
м ы , „ж есть“ , обрезанны й бас, задранны е
в е р х а .
.. К ор о че, к о м п а к т ы п и ш у т с я не
д л я н орм альн ы х ап п аратов, а д л я гонкон-
го в с к и х „ б ат о н о в “ — что бы т а р е л о ч к и
д зы н ьк ал и „попрозрачнее“ да, не дай Бог,
„бу м к ал к и “ не повы летали . Т ак что не сто-
ит п угать чи тателей уж асам и тонком пен-
сац и и („А М “ № 2 ( 1 3 ) 9 7 , с. 115), тем бо-
лее п р едлагаем ой к а к эк сп ери м ен т: час-
тен ько без тонком пен сации в басу не обой-
ти сь . С овр ем ен н ы й зв у к о р е ж и с с ер с к и й
разбой твори т такое, что иной раз лучш е
плю нуть на чистоплю йство, задействовать
все р егу л ято р ы и п осл у ш ать м у зы к у бо-
лее-м енее н атуральн о. К стати , при восста-
новлении А Ч Х ф аза к а к раз тож е восста-
н а в л и в ае тс я 1. А н ал о ги чн ы й [тонком пен-
сац и и ] ф азовы й сдви г вносится и Н Ч -го-
ловкой, по м ере п р и бл и ж ен и я к резонанс-
ной частоте. П о эти м п р и чи н ам басы го-
раздо терпим ее к тон ко р р екц и и — в моем
тр ак т е, по н аблю ден и ям , до + 9дБ , хотя
обы чно вполне достаточно + 4 .
.6 д Б , что
сто и т учесть при п ер ед ел к е „ П и о н е р а “ .
Ч то ж е к а с а е т с я В Ч -к о м п е н с а ц и и , г-н
А ф онин прав, и более того, если тонкор-
р е к ц и я по В Ч и н уж н а, то обы чно в сторо-
ну у м ен ьш ен и я, а не наоборот. В стречаю т-
ся зап и си (даж е на LP), при „гаш ен и и “ ко-
торы х на 5 д Б (!) на частоте 20 кГ ц у л у ч -
ш аю тся все х ар ак тер и сти к и — от и н тер -
м о д у л яц и и до л о к а л и за ц и и , то есть п о -
гр е ш н о с т ь Ф Ч Х п р и это м т а к ж е я в н о
ум ен ьш ается. Р азум еется, если есть хоть
м ал ей ш ая возм ож ность, регуляторы тем -
бр а н адо о т к л ю ч и т ь (в к р а й н е м с л у ч ае
л у ч ш е
в о с п о л ь зо в а т ь с я
п а с с и в н ы м и
ф и л ь тр а м и и а ттен ю ато р ам и ), но беда в
том , что звукореж и ссерская вольн и ц а не
всегда это п о зво л яет. М не к а ж е т с я , что
т о н к о р р е к ц и я (Н Ч -к о м п е н с а ц и я , суб-
Ф В Ч , Ф Н Ч 1-го п о р яд ка), которую м о ж -
но отклю чить, н и к а к не пом еш ает, л и ш ь
с д е л а е т У К У у н и в е р с а л ь н е е . В л и я н и е
ком м ути рую щ и х устройств м ож но свести
к нулю , есл и п о д кл ю ч ать то льк о п а р а л -
лельн ы е цеп и , с к а ж ем ем кость на „зем лю “
в Ф Н Ч .
П и ш и т е бо л ьш е о с и м ф о н и ях и и н ст-
р у м ен та х . К а к у строен ы ц и н н , н и коло-
пом м ер, о р ган н ы е р еги стры Q u in tad e n a и
B o m b a rd o n 5? З н а я это , м ы и работу АС
пойм ем л у ч ш е.
П оц елуй те от м ен я Л у ш у .
Р . К у н аф и н , М осква
★ ★ ★
Т ак к а к основны м и сточн и ком и н ф ор-
м ац и и д л я м ен я бы ли (и остаю тся) и зда-
н и я „T he A b so lu te S o u n d “ и „S tere o p h ile “ ,
1
Неверно. Или верно с точностью до наоборот.
Или верно в редких случаях.
5 Интересно, что такое цинн?
АУДИО МАГАЗИН 3/1997
15
предыдущая страница 16 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 18 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст