ПОЧТА
как раз то, что нужно в нашей стране, все
еще бедной информацией, несмотря на по-
явление не только „АМ“, но и „Hi-Fi &
Music“, „Stereo & Video“ и др.
Сильное впечатление на меня также
произвела статья „Как слушать то, о чем
мы рассказываем“. Ну, Лихницкий, ну,
завернул! Жалко, что у моей жены (она
заканчивает учебу на кафедре психоло-
гии в СГУ) уже есть тема для дипломной
работы, а то я бы подкинул ей идею та-
кой работы, которую можно было бы раз-
рабатывать и в дипломе, и в кандидат-
ской, да и на докторскую, возможно, хва-
тило бы. Во всяком случае, мне просто не-
обходим „Тест-CD 1“. А если серьезно, то
аудиоэкспертом быть гораздо сложнее,
чем просто любителем музыки. Интерес-
но, а у нас где-нибудь готовят таких? На-
верное, нет. Как и гитарных мастеров.
О музыке. Интересно мнение А. Лих-
ницкого о том, что все великие исполни-
тели остались в прошлом. Что касается
Рихтера, Ростроповича и др., то давайте
не будем судить о них сейчас. Лет через
50-70 все станет ясно само собой. А в об-
щем картина, на мой взгляд, такова. В
классической музыке на очень высоком
уровне интеллектуальное содержание.
Пока музыкант осваивает все эти слож-
ности (в школе, училище, консервато-
рии), проходит 12-15 лет. А об эмоцио-
нальном содержании часто и не вспоми-
нают. Причем это издержки самого прин-
ципа музыкального образования. А вели-
кий музыкант, при том что технической
частью владеет в совершенстве, все же ра-
ботает не головой, а чем-то другим — ду-
шой, что ли. И
многих прекрасных му-
зыкантов, которые могли бы быть по-на-
стоящему великими, губит их рассудоч-
ность. Музыкант во время исполнения
должен быть в чем-то шаманом. В настоя-
щее время такое гораздо чаще встречает-
ся в рок-музыке. Это еще одна причина
ее популярности. Никогда не забуду, как
в 1991 году к нам приезжал „БГ-бэнд“.
Это был первый и пока единственный раз,
когда я на живом концерте просто „уле-
тел“. Наверное, примерно так ощущают
себя люди, принявшие ЛСД или что дру-
гое. А когда я пошел на Гарри Гродберга,
мне было откровенно скучно. Я очень
люблю орган, а Бах для меня вообще са-
мый великий музыкант всех времен и на-
родов, но я не смог к нему пробиться
сквозь нагромождение звуков, которые
обрушивал на слушателей исполнитель.
А ведь Гродберг весьма известный испол-
нитель. И
все-таки я верю, что в наше вре-
мя есть исполнители, которые по проше-
ствии 50-100 лет будут по праву считать-
ся великими. (А при жизни и Моцарта не
очень-то ценили.) И будет в конце XXI ве-
ка какой-нибудь Лихницкий (другой, ко-
нечно) заявлять, что не осталось по-на-
стоящему великих музыкантов, то ли де-
ло исполнители конца XX — начала
XXI вв. Разница лишь в том, что в наше
время гораздо больше возможностей за-
печатлеть игру музыкантов с хорошим
качеством. Дело лишь за созданием под-
ходящего формата. Пусть граммофонные
записи совершенны с точки зрения пере-
дачи эмоционального содержания, но это
еще не все. Частотный и динамический
диапазоны тоже имеют значение. Не на-
до впадать в крайности. И граммофонная
запись, по существу, так же далека от со-
вершенства, как CD. Рискну даже пред-
положить, что создание идеальной систе-
мы записи — воспроизведения в принци-
пе невозможно. И это прекрасно. Люди и
дальше будут заканчивать школы, учили-
ща, консерватории, будут искать и нахо-
дить себя в музыке, совершенствовать
свое мастерство, выступать перед нами в
концертных залах и театрах и дарить нам
радость общения с живой музыкой. Жаль
только, что распространение hi-fi и high
end напрочь убило многовековые тради-
ции музыкального досуга (ну, не совсем
напрочь).
Когда не существовало еще ни граммо-
фонов, ни фонографов, многие люди вла-
дели разными музыкальными инстру-
ментами и в свободное время собирались
вместе и музицировали. Играли и сара-
банды Генделя, и прелюдии Баха, и мно-
гое другое, получая при этом массу удо-
вольствия. И не приходило им в голову
сравнивать свое исполнение, например,
с Паганини. Конечно, это разные вещи —
прослушивание музыки и самостоятель-
ное музицирование. Но как альтернати-
ва приобретению граммофона.
..
В заключение просьба. Или вызов. На
страницах „АМ“ неоднократно высказы-
валось мнение, что самое сложное для
аудиоаппаратуры — адекватно „сыг-
рать“ симфоническую музыку. Не спо-
рю. А легко ли подобрать аппарат, кото-
рый по-настоящему отыграл бы „Метал-
лику“? Слабо вам это сделать? Чтобы у
слушателя создалась полная иллюзия
того, что сам Клифф Бертон специально
восстал из мертвых, чтобы сыграть вме-
сте с Ларсом, Джеймсом и Кирком „Dis-
posable Heroes“?
Р. S. Предлагаю концепцию, которую
проповедует А. М. Лихницкий (сохране-
ние не только интеллектуального, но и
эмоционального содержания музыки),
назвать „higher end“ и сделать ее симво-
лом граммофон.
И. Гусев, Саратов
Обращаю Ваше внимание на то, что для
подзвучки акустических гитар используют-
ся именно хамбакеры, видимо, из-за их
больших возможностей (см., например, ин-
формацию по датчикам „Sheaciow конкрет-
но по системе „Вискето"). Возможность из-
менения АЧХ сигнала путем простой пере-
коммутации катушек вместо использования
внутри компактного датчика дополнитель-
ных частотно-зависимых элементов, а так-
же лучшая помехозащищенность - вот, оче-
видно, те факторы, которые разрешит во-
прос выбора оптимального типа индуктив-
ных датчиков для акустической гитары. По-
сему я в данном месте статьи против исти-
ны не погрешил. Кроме того, в небольшой ста-
тье всего сразу не написать.
Честно говоря, не так существенно, на
скольких гитарах Вы успели поиграть (по-
верьте, что я тоже перепробовал гитар
достаточно - как концертирующий музы-
кант). Спрошу: сколько гитар Вы сделали са-
ми? От гитарных мастеров иногда можно
слышать: „Так делать нельзя, потому что
так никто не делает“
. Типичное запутыва-
ние причинно-следственной связи, как и в Ва-
шем случае:.
. Ovation “
с глубоким корпусом зву-
чит в акустическом режиме не потому, что
у нее глубокий корпус, а потому, что на та-
ком инструменте установлена не пласти-
ковая, а традиционная еловая дека, которой
было уместно придать глубокий корпус. Так
и было изначально. И если даже Вы покаже-
те мне „Ovation“
, собранный „наперекрест
я спрошу Вас: когда появился этот артикул
и что выпускалось фирмой до него? Охотно
допущу, что существуют и такие „Ovation“
, -
что ж
, обычное рыночное комбинирование (с
опорой на базовые модели), имеющее целью
завлечь клиента „себе на уме“
, или привык-
шего к глубокому корпусу при электронном ги-
тарном звуке, или.
.. Проще говоря, ве/титесь
в магазин фирмы „Acjf'I Trade“
на Хамовни-
ческом еаііу и попросите парочку каталогов
ведущих гитарных фирм мира, а отсмотри-
воя модели, анализируйте в этих моделях все,
чем они оснащены, моделируйте внутри себя
тот тип гитариста, которому такой ин-
струмент подойдет. Ссылки на любые теле-
и видеопрограммы как источник серьезной
информации малосостоятельны (чтобы уяс-
нить почему, нужно хотя бы лет пять „
по-
вариться“
на кухне любой радио- или телепе-
редачи, но при этом не становиться там
„своим“
, дабы не приобрести всепрощающий
доброжелателъский взгляд на фирму и содер-
жание поданного материала). Не стоит, по-
жалуй. ссылаться как на образцы инженер
ной мысли на инструменты копирующих
фирм.
Кстати, долбленые корпуса музыкальных
инструментов, как и долбленые лодки, поя-
вились в разное время в разных местах пла-
неты: заявление, что в Латинской Америке
долбленая гитара пояошшсъ раньше, требу-
ет ссылки на источник информации. Спе-
циалистов же фирмы „ Ovation
в первую оче-
редь привлекла форма инструмента, ибо. по
расчетам, она дает удачную фокусировку
волн внутри объема. Палисандровое же „из-
дание“
такого корпуса не дает ни звуковых,
ни прочностных преимуществ и безусловно ус-
тупит „ящичному“
инструменту из пали-
сандра; чтобы поняты какова специфика
именно палисандра в гитарном деле, порабо-
тайте с палисандром хотя бы в пределах од-
ного гитарного корпуса. Здесь же и ответ на
вопрос, почему от долбленых корпусов пере-
шли к клепочным.
В. Луговой
12
А у д и о МАГАЗИН 3/1997
предыдущая страница 13 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн следующая страница 15 АудиоМагазин 1997 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст