МУЗЫКА
ДЖАЗ.
ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Михаил Иконников уже пять лет ведет программу .Джаз.
Частная коллекция". начатую на „Радио 101“, затем пере-
ехавшую на „Радио Рокс", а ныне нашедшую уютное приста-
нище на „Радио Престиж“. Пишет о джазе и джазовых аль-
бомах в самых разных изданиях, известный в тусовке чело-
век. Музыкой увлекается с детства
внушительная кол-
лекция из более чем полутора тысяч джазовых альбомов крас-
норечиво подтверждает его страсть. Оправдывается тем,
что компакт-диски нужны для работы на радио.
Поговорить о джазе 90-х годов именно с Михаилом особен-
но интересно. В основном потому, что ему недавно исполни-
лось тридцать лет. Джаз всегда считался музыкой немоло-
дых людей солидных габаритов, которым Миша — полная
противоположность. Несмотря на свое явное несоответст-
вие стандартам, он искренне любит джаз и разбирается в
нем как мало кто другой. О любимой музыке может говорить
часами, рискуя, правда, перегрузить слушателя множеством
имен, дат, подробностей и сравнений. Предлагаемое интер-
вью
-
лишь короткие выдержки из беседы, которая продол-
жалась два с лишним часа, а могла бы — и двадцать часов,
запас информации и личных оценок наверняка бы не иссяк.
Расскажи, как ты начал увлекаться джазом. Ты гово-
рил что-то про папу.
.. Для меня вообще удивительно, что че-
ловек такой.
.. молодой.
..
Неглупый на вид, да? И слушает джаз. Да нет, все очень
просто. Отец собирал джаз, естественно винил. Я его слушал.
Деваться было некуда. Конечно, на каком-то этапе это
запрещалось— аппаратуру мог поломать.
..
— Профессиональный вопрос: на чем слушал?
На „Dual 1219“, который до сих пор дома стоит и до сих
пор работает, несмотря на то, что belt-drive1. Никогда этот
„белт“ не менялся и не рассыхался. Классная машина, я ею
всегда очень доволен был, хотя сейчас практически не поль-
зуюсь.
Так вот, к отцу приходили люди, которые обменивались,
были знаменитые обмены „кучу на кучу“, когда из десяти пла-
стинок одна нормальная, остальные девять слушать невоз-
можно, второй предлагал такое же. Сидели потри часа, кури-
ли, я подглядывал, все это было довольно забавно, коллекцио-
неры все разные — некоторые шустрые, некоторые занудные.
Звучала джазовая музыка, поэтому я и слушал ее —
впрочем,
как и многое другое. Но в основной своей массе все прилич-
ное. Мне привили правильный вкус.
.. Постепенно стал об-
щаться со всеми отцовскими знакомыми, и, уже когда с гос-
' То есть с ременным приводом. —
Ред.
вещания переходил на „Радио 101“, которое в какой-то степе-
ни сам и создавал, начал делать джазовую программу. Я не
был уверен, что она получится, тем не менее попробовал. В
первой программе были Гарри Конник (Harry Connick)2 поче-
му-то, трио Ламберт, Хендрикс и Бэван (Lambert/Hendricks/
Bawn) и.
.. по-моему, Джимми Смит (Jimmy Smith) был. Вос-
становить с точностью уже невозможно. 16 января програм-
ме исполнилось пять лет.
— А почему, кстати говоря, „почему-то“ Гарри Конник,
ведь его альбом признали то ли в 95-м, то ли в 96-м лучшим
джазовым альбомом в Америке?
— Потому что это достаточно странно для тех, кто сейчас
слушает мою программу или читает мои рецензии. Сейчас, ко-
нечно, такая музыка у меня не звучит. А тогда мне это жутко
нравилось — новый „крунер“3, причем с таким джазовым ук-
лоном. У Конника были пластинки как просто в трио, так и с
биг-бендом. Все это звучало достаточно свежо и приятно, тем
более что по телевизору показали какой-то его концерт с италь-
янским оркестром. Замечательный совершенно, но достать его
можно только в Италии или в закромах нашего телевидения.
— Не было ли у тебя проблем с преодолением юношеских
вкусов? Ведь все в детстве-юности слушали кто „диско“, кто
„рок“, кто еще что-то. Тебе сразу понравилась эта музыка, или
тебя привлекала скорее атмосфера, тусовка?
— Я за свою жизнь отслушал столько всякой музыки.
.. Со-
вершенно не могу сказать, чтобы зациклился на джазе. Есте-
ственно, из того же знаменитого духа противоречия, глупова-
то-юношеского, я слушал — даже собирал — альбомы „АС/
DC“, слушал „Deep Purple“, очень много слушал (у меня были
пластинки) группу „Rush“. Целый поток самой разной музы-
кальной информации обрушился на меня, не считая музыки,
имеющей отношение к Америке и джазу: рок-н-ролл, блюз —
это само собой. У меня, я считаю, кругозор очень широкий,
вплоть до того, что сейчас я слушаю и кое-какую электрон-
ную музыку. По крайней мере, отвращения к ней не испыты-
ваю.
— По мнению многих, для того чтобы понимать и любить
джаз (хотя „понимать“ не очень понятное мне слово), нужно
как минимум иметь музыкальное образование.
..
— В этом плане я абсолютный дебил, у меня даже были про-
блемы из-за этого. Буквально через полгода существования
моей программы была образована Московская джазовая ас-
социация (связи между этими событиями никакой). Естест-
венно, я присутствовал на открытии —
Юрий Сеульский при-
гласил. Пресс-атташе Сеульского, дама-музыковед, подошла
ко мне и спросила: „Кто у вас тут с „Радио 101“?“ Я сказал: „Я
с „Радио 101“. — „Кто ведет джазовую программу?“ — „Я ве-
ду джазовую программу“. Она мне стала выговаривать, что я
все делаю абсолютно неправильно. Что мне нужно хоть какое-
то музыкальное образование, хотя бы знание нотной грамо-
ты. Я был молод, стеснителен.
..
— Почти согласился?
— Нет, я покраснел. Я долго-долго выслушивал все это, и
потом мне указали, что вот есть на „Радио Рокс“ программа —
она образцовая. Я решил послушать, что это за программа та-
кая. В меру известный актер хорошо поставленным голосом
начитывал до боли знакомый текст из книжки Джеймса Лин-
кольна Колиера „Становление джаза“. Я эту книжку не люб-
1
Для того чтобы читателю легче было искать в каталогах записи
упомянутых в интервью музыкантов, здесь и далее в скобках указыва-
ется английское написание их имен. —
Ред.
3
Crooner (англ.) — исполнитель популярных эстрадных песен. —
Д. Лилеев.
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
95
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст