ПОЧТА
„Supraphon-DG“ 50915). Нелюбимое
произведение насильно приближается
Караяном в приемлемую мною сторо-
ну. Гораздо меньше меня трогает объ-
ективный шедевр — исполнение мо-
цартовского „Реквиема“ Бруно Валь-
тером (с Вестминстерским хором и
Нью-Йоркским филармоническим ор-
кестром). А из всех фонограмм Карая-
на я бы приобрел разве что вердиевско-
го „Фальстафа“ с Тито Гобби („ЕМГ‘
7 49668 2) и валторновые концерты
Моцарта с Деннисом Брейном („ЕМР‘
7 610132 или 5 55087 2), но уж никак
не ради Караяна. Высокая же оценка
исполнения 30-летним Караяном 6-й
симфонии Чайковского меня не удив-
ляет. Иногда молодые дирижеры пора-
жают даже слушателей с полувековым
стажем — в основном когда исполня-
ют музыку, требующую высокой эмо-
циональной отдачи. Вольфганг Завал-
лиш, к примеру, почти в том же возрас-
те исполнил с Венским симфоническим
оркестром 4-ю симфонию Мендельсона
(пластинка 1963 г., „Eterna“ 8 20 186)
так, что идеальный, на мой взгляд, ее
исполнитель Тосканини очень сильно
сдал позиции. Уже в конце 70-х тот же
Заваллиш снова записал ту же симфо-
нию Мендельсона, но вряд ли поздней-
шее исполнение способно пробудить у
кого-либо интерес к этой музыке. Дове-
денный до абсурда у Дж. Левайна и иже
с ним караяновский принцип хороше-
го голосоведения стал в последнее вре-
мя прибежищем целых орд посредст-
венностей. Я готов прощать грязь и
фальшивые ноты великим художни-
кам, возможно, даже сознательный
уход от авторского замысла, но не скло-
нен всерьез воспринимать безликих
борцов с классическим наследием от
Перотина до Лигети и дальше.
.. Веро-
ятно, чисто внешнее совершенство
должно иметь разумные пределы. Кро-
ме того, хотелось бы видеть у исполни-
телей классической музыки хоть слабое
подобие стабильности интерпретации.
Вряд ли я смогу согласиться с неод-
нократно высказанным вашими авто-
рами мнением о способности аппарату-
ры превратить гениального музыкан-
та в посредственность. Обратное же во-
обще неверно. Как я уже сказал, даже
на совершенной дряни авторская за-
пись Бриттена звучит прекрасно, а за-
писи Хикокса и Шоу не задевают за
живое и на „Levinson“. Просто есть раз-
ные уровни аудиовершин, весьма
странным образом соответствующих
эмоциональной и тембровой отдаче
разноуровневых исполнений при раз-
ном качестве их записи.
А теперь, после неимоверно затянув-
шейся преамбулы, я хочу задать вам
несколько вопросов.
1.
Каково ваше мнение о предпочти-
тельном методе оцифровки аналого-
вых исходников: AAD или ADD? Для
меня все ясно — конечно, AAD! Все из-
вестные мне филипсовские ADD-оциф-
ровки звучат безобразно даже без срав-
нения с родным филипсовским или пи-
ратским социалистическим винилом.
Но, выпуская „Моисея и Аарона“ Шен-
берга под управлением Михаэля Гиле-
на для малотиражной серии „Opera
Collector“, „Philips“ неожиданно раз-
родилась AAD-ремастерингом (43-
8667), и результат был потрясающим.
К тому же AAD-ремастеринг записи
русской православной музыки в испол-
нении „The Tallis Scholars“ (454902),
сделанный влившейся в „Philips“ фир-
мой „Gimell“ при помощи [конвертора]
„Linn Numerik“, звучит куда лучше их
же позднейших чисто цифровых фоно-
грамм. Во многом предпочтительность
AAD перед ADD справедлива и по от-
ношению к шедеврам из фоноархива
„RCA“. А такие гиганты музыкальной
индустрии, как „Deutsche Grammo-
phon“ и „EMI“, вообще склонны игно-
рировать AAD, да и особых успехов в
этой области у них не видно, достаточ-
но послушать AAD-оцифрованный
„Revolver“ группы „Beatles“ („EMI“) и
AAD-оцифрованного Дебюсси с Мике-
ланджели („DG“). Но меня интересует
ваше мнение по этому вопросу.
2. Сложилось ли у вас мнение о но-
вации фирмы „Deutsche Grammo-
phon“, известной под именем „4D
Audio Recording“2, и каково оно? В мо-
ей коллекции больше десятка дисков
Пьера Булеза, выпеченных по этой со-
мнительной, по-моему, технологии.
Как программист, я не могу счесть ра-
зумной „эмуляцию“ 21-битового АЦП
двумя 18-битовыми, да и цифровая
сеть при многомикрофонной записи не
спасет от ужасов микширования с на-
ложением проблем синхронизации.
(Кстати, вопреки мнению А. М. Лих-
ницкого, заявляющего во всеуслыша-
ние об отсутствии в наше время вели-
ких исполнителей, Булеза я склонен
всерьез считать не только гениальным
композитором, но и великим дириже-
ром. Не все еще динозавры вымерли,
хотя сытое западное общество, по-ви-
димому, утратило способность созда-
вать, исполнять и воспринимать музы-
ку. Мы движемся туда же, но с замет-
ным отставанием.)
3. Чем вы объясните повышенную
чувствительность некоторых фоно-
2
Суть новшества вкратце заключается в том,
что преобразование из „цифры“ в „аналог“
происходит сразу после микрофонного уси-
лителя. АЦП заявленной 21-битовой точно-
сти в буквальном смысле располагаются у
микрофонных стоек. Дальше сигнал „путе-
шествует" в цифровой форме. Доказательство
пользы „4Ц" может быть только одно —
ка-
чество звучания записанных таким методом
дисков. —
Ред.
грамм к недостаткам тракта? Могу на-
звать более восприимчивую к аппара-
туре, нежели хикоксовское исполне-
ние оратории Бриттена, запись:
„Leçons de Ténèbre“ Ф. Куперена, спе-
тые Альфредом Деллером („Harmonia
Mundi“ НМА 190210). Гений Деллера
всегда на месте, а звучание его пре-
красного голоса именно в этой записи
страдает от произвола тракта как ни-
где.
А упомянутые выше записи „Воен-
ного реквиема“ Бриттена, кроме те-
ларковской, рекомендую использо-
вать для тестирования аудиотрактов и
отдельных компонентов. Одна необы-
чайно богата и динамическими оттен-
ками, и тембровой палитрой, эмоцио-
нально наполнена и превосходно за-
писана, другая болезненно чувстви-
тельна к недостаткам тракта, испол-
нение на порядок слабее, хотя записа-
но не хуже. Звучащий в обоих случа-
ях по-разному громадный хоровой и
оркестровый аппарат, годящийся да-
же для исполнения 8-й симфонии Ма-
лера, может служить пробным кам-
нем для аудиокомпонентов и тракта в
целом.
В. Лозовой, Киев
P. S. Кстати, спешу доложить: во-
преки гипотезе П. Квотрупа о целесо-
образности метода сравнения по кон-
трасту, именно при слушании на сони-
евско-ласпиально-самопальном ком-
плекте контрасты были необычайно
заметны. А „левинсоны“ и „аудиола-
бы“ с „мани ту“ все проглотили, пере-
варили и выдали почти без контрастов.
★ ★ ★
[...] Быстро просмотрев статью
Д. Лилеева „Все делают это“, я снача-
ла просто не нашел слов, зато эмоций
было предостаточно. Потом я все-таки
прочитал ее внимательно, обратил
внимание на предисловие и немного
успокоился. Явных ляпов немного,
всего два-три3, а остальное — личное
мнение автора, которое имеет полное
право быть однобоким. Тем более что,
как мне показалось, ему (автору) эти
музыкальные направления, грубо го-
воря, по барабану. Вот я и решил до-
полнить его мнение своим, благо слу-
шаю я именно такую музыку (хотя и
не только такую).
Британская музыка
Почему-то главные фигуры брит-по-
па „Blur“ и „Oasis“ совершенно не
пользуются успехом в Москве, хотя
они довольно известны здесь. О манче-
стерской волне можно даже не вспоми-
нать. В России она так же актуальна.
3
Несколько ляпов —
на совести редакции. —
Ред.
14
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
предыдущая страница 15 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 17 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст