я и мои друзья единодушно нашли, что
аудофильная запись фирмы „Chandos“
(X. Харпер, Ф. Лэнгридж, М. Хилл,
хор собора св. Павла, Лондонский сим-
фонический оркестр и хор, Р. Хикокс),
стяжавшая еще до тиражирования три
награды журнала „Gramophone“ — в
хоровой и производственной категори-
ях и за звукорежиссуру, — серьезно
уступает и в художественном, и в тех-
ническом отношении записи 1963 г. с
тем же основным оркестром и хором.
Запись же, выполненная ветераном
среди хормейстеров Робертом Шоу
(„Telarc“ 80157), оказалась еще слабее.
На „Chandos Sampler“ звучит двух-
минутный фрагмент из „Sanctus“.
Удивительная находка Бриттена в
этой части „Реквиема“ заключалась в
контрастном противопоставлении со-
ло сопрано и мощнейшего crescendo от
тончайшего pianissimo хора на словах
„Pleni sunt coeli“ до напряженного
tutti с лавинообразным разрастанием
и напластованием хоровых и оркестро-
вых голосов и тембров, прерываемого
глубокой непродолжительной паузой,
после которого следуют громовой рас-
кат литавр, фанфары меди и fortissimo
хора и оркестра (Osanna), перерастаю-
щие после спада в мягкое, лиричное со-
ло сопрано (Benedictus) с последую-
щим вступлением хора.
Пространство лондонского „Kings-
way Hall“, ощутимое в авторском ис-
полнении, заполняется вокальными и
инструментальными группами асим-
метрично, запись и исполнение актив-
но используют объемное звучание для
создания колоссального сценического
эффекта. Глубина и вертикаль фоно-
граммы чувствуются даже на таких
шедеврах мировой и отечественной
техники, как „Sony CDP-591“, полный
усилитель „Ласпи У-005-l“ и само-
дельные АС из останков колонок от
„Симфонии-3“. Труд звукорежиссера
Джона Калшоу (Kulshaw) заслужива-
ет самых лестных эпитетов, хотя на
хай-энде с трудом прослушивается
шум аналогового носителя, а тембр го-
лоса Галины Вишневской немного хо-
лодноват.
Все эти звуковые красоты и могучие
мазки не находят аналогов в ордено-
носном исполнении Хикокса. Извест-
ный наизусть текст неразборчив на
слух, что для цифровых записей ред-
кость. (Напоминаю: речь идет лишь о
двухминутном фрагменте, возможно
худшем во всей фонограмме, но имен-
но его избрали работники фирмы
„Chandos“ для демонстрации своих
достижений в упомянутом „Sampler“.
Полная запись произведения с двумя
объемными довесками выпущена под
номером Chan 8983/4.) Эмоциональ-
ной яркости и прозрачности не могли
сообщить этой записи ни проигрыва-
тель „Heybrook Signature“ + АС „Ruark
Talisman“ с разными вариантами уси-
лителей „Audiolab“, ни ряд сопостави-
мых по качеству трактов. Вязкое плот-
ное звучание, нехарактерное для Лон-
донского симфонического оркестра и
хора, изобличает работу талантливого
мастера, но не гения уровня Бриттена,
хотя естественное звучание голосов и
инструментов, несомненно, говорит о
серьезной звукорежиссерской удаче.
Интересно, что, когда декковская, те-
ларковская и чендосовская записи
прослушивались на таком популярном
high-end-ширпотребе, как „Mark
Levinson №№ 39, 38, 332“ 4- АС „Totem
Acoustic Mani-2“ с межблочными и ко-
лоночными кабелями „Van den Hui“, в
первых двух случаях был получен
весьма незначительный прирост каче-
ства, в третьем — запись преобрази-
лась. Хикокс не приблизился ни на йо-
ту к Бриттену-артисту, лишь вокал и
инструменты потеплели и слегка рас-
цифровались; хотя басовый регистр
стал жирноват и увесист, прояснилось
голосоведение. Звучание стало похоже
не на размазню, а на слоеный пирог с
начинкой, но это не придало исполне-
нию эмоциональности, а лишь смягчи-
ло тембровую окраску. Заокеанский
же колосс Шоу не предложил на сей
раз ничего, кроме кошачьей мягкости.
Его исполнение бриттеновского шедев-
ра поражает именно отсутствием эмо-
ций, а работа звукорежиссера — бес-
цветностью, так что на теларковскую
запись впору цеплять этикетку „Worst
Buy“. Замена „№ 38“ и „№ 332“ дву-
блочным „Audiolab“ и „Mani-2“ — бо-
лее дешевым тотемовским же монито-
ром „Model-1“ не изменила соотноше-
ния сил. Записи Хикокса и Шоу отли-
чаются „правильностью“ голосоведе-
ния, облегченного у Шоу до предела. К
счастью, говорить о полном угасании
таланта Роберта Шоу рано: его более
поздняя запись „Requiem for Those We
Love" Хиндемита („Telarc“ 80132) по
эмоциональности вполне сопоставима
с авторской трактовкой („CBS“ МРК
45881), а в отношении звукорежиссу-
ры стоит на ступеньку выше.
Только в плане хорошего голосове-
дения и профессионализма я могу при-
нять высокую оценку, даваемую ва-
шим постоянным автором А. М. Лих-
ницким Караяну, у которого достига-
ется необходимый, но отнюдь не дос-
таточный для гения уровень. Я выну-
жденно терплю Караяна в моцартов-
ском „Реквиеме“ записи 60-х гг. (точ-
ная дата мне неизвестна) с В. Липп,
X. Рессль-Майдан, В. Берри, А. Дер-
мотой, Wiener Singverein и Берлин-
ским филармоническим оркестром:
звукорежиссер — гордость „Deutsche
Grammophon“, прославленный Гюнтер
Хермане (пластинка начала 80-х,
АУДИО МАГАЗИ! 12/1997
I я
« Р О З Н И Ч Н А Я
ПРОДАЖА:
Я УА.
МОНТАЖНАЯ,
д.7.
стр.2
(ст.м.
Шелковская)
Я
М-н МЕЛОМАН: КУТУЗОВСКИЙ ПР-Т. д^З
§ УЛ ПУШЬННАЯ.-,,»'! (ст. м. Кузнеикий 1Аост)
£ УЛ. ПРОФСОЮЗНАЯ, д.16/10 (ст. м. Академическая)
.
ЕД И Н А Я С П Р А В О Ч Н А Я : 966-0101, 966-1001.
П р и гл аш аем
к
с о т р у д н и ч е с т в у
дилепов:
предыдущая страница 14 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 16 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст