Наш слух по своей природе очень чувствителен к временным
задержкам приходящих звуков.
На рис.
2
видно, что все динамики расположены на разном
расстоянии от водителя. Поскольку звук распространяется в
воздушной среде с определенной скоростью, сигналы от этих
динамиков достигнут слушателя не одновременно. Расстоя-
ние от водителя до СЧ-динамнка, расположенного в двери ря-
дом с ним, относится к расстоянию от него до динамика, по-
мещенного в двери со стороны пассажира, как 1:2. Ощутимые
на слух пространственные и иные искажения звука будут ме-
няться еще и в зависимости от характера звука в тот или иной
момент времени.
Стаккато или импульсные звуки, вроде ударов палочками
по барабанам, хлопков в ладоши, щелканья кастаньет, поте-
ряют свою прозрачность и четкость. Звуки легато, более по-
стоянные и плавные, будут подчеркиваться или приглушать-
ся в зависимости от динамического изменения частотных ха-
рактеристик системы. Все это в конечном счете может только
ухудшить стереообраз. Поэтому, для того чтобы получить
плотный, четкий стереообраз, лучше обойтись меньшим чис-
лом громкоговорителей. Да и знакомых разумнее ошарашить
качеством звука, а не количеством динамиков.
Здесь, однако, возникает законный вопрос: „Даже если в
машине всего два динамика, сигналы все равно будут прихо-
дить не одновременно, ведь слушатель, будь то водитель или
пассажир, окажется ближе к одному из двух динамиков, не
так ли?“ Именно так. Сигнал одного из динамиков можно бы-
ло бы задержать с помощью электронной линии задержки, но
даже эта мера не обеспечила бы точной балансировки систе-
мы. Дело в том, что в звуке, который приходит от динамика,
расположенного дальше от слушателя, больше отраженной со-
ставляющей. Звуковая волна, излучаемая этим динамиком,
проходит больший путь, ее фронт расширяется, встречает
больше препятствий и порождает больше отраженных волн.
Кроме того, линия задержки оптимизирует акустические ус-
ловия только для одного из слушателей.
Пока читатель окончательно не потерял надежду и все еще
верит в возможность выровнять стереоканалы во времени, об-
ратимся к рисунку 2. Если найти способ отнести источники
звука на большее расстояние от слушателей, разница во вре-
мени прихода звука от динамиков станет гораздо менее замет-
ной. На рисунке СЧ-динамики и пищалки совмещены в од-
ной точке для каждой из сторон. Это сделано не для упроще-
ния рисунка. Именно такой подход позволит значительно
улучшить акустическое выравнивание во времени. Кроме то-
го, динамики находятся далеко от слушателей. Передние ди-
намики кажутся расположенными прямо под капотом. На са-
мом деле есть способы акустически отдалить динамики, не пе-
ренося их непосредственно к двигателю. Например, можно ус-
тановить их под „торпедо“. Такой способ установки улучшит
стереообраз посредством выравнивания сигналов во времени.
К сожалению, звуковая сцена при этом почти всегда опуска-
ется ниже, чем нужно. Другой способ состоит в использова-
нии направленных динамиков с волноводами, которые созда-
ют дополнительную акустическую задержку.
В заключение
Итак, звуковая сцена и локализация стереообразов — важ-
ные факторы для оценки качества звучания автомобильной
аудиосистемы. И, разумеется, последнее слово остается за слу-
шателем. Никакие приборы и измерения не могут заменить
способность человека различать малейшие музыкальные ню-
ансы или их отсутствие в звуковом воспроизведении.
По материалам американского информационного бюллете-
ня ,Autosound 2000 Tech Briefs“. Печатается с официально-
го разрешения. полученного при содействии фирмы „TRIA
Technologies“.
©
Перевод с английского Д. Зиловянскии
B L U E S
M
E
W
S
Jack Loussier
Vivaldi
The Four Seasons
CD 83417
Jack Loussier Plays Bach
CD 83411
более
15 мян. проламны
номинант премии
Tpija
Blind Pig Records
20th Anniversary Collection
Tommy Castro
Annwersary
Can t Keep A Good Man Down
BP-5041
Mighty Joe Young
Mighty Man
BP 5040
Corey Harris
Fish Ain't Bitin
AL 4850
Luther Allison
Reckless
AL 4849
Tinsley Ellis
T.B.A
Al 4851
Scott Ham
ilton
Alter Hours
CCD-4755
Rosemary Clooney
Mothers &
Daughters
CCD-4754
Dave McKenna
/ Buddy DeFranco
You Must Believe
CCD-4756
Оптовая продажа компакт-диенов
Москва, уя. Бурденко, ПА
Телефон (095) 245-7393, 245-7502, фоне
E-mall plegion-glainet.ru
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
Розничная
продляв
сеть магазинов
Пурпурный
Легион
(095) 495-7391
сеть мвгвтинов
Денди
(095) 956-2100
предыдущая страница 112 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 114 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст