АВТОСАЛОН
Что же в этом случае означает „заполненный задний план“?
У автоаудиоэнтузиастов этот термин вызвал некоторое заме-
шательство, ведь в большинстве случаев динамики помеща-
ются как раз на задней полке машины. Напомним, что наша
цель — построить систему, которая создает иллюзию настоя-
щего, живого исполнения музыки в концертном зале или где
бы то ни было. В таком случае нужно быть знакомым с жи-
вым исполнением, чтобы определить, насколько точно воспро-
изводит его аудиосистема. Обратимся мысленно к ощущению
от прослушивания музыки в концертном зале. Там вы нико-
гда не услышите, чтобы звуки переднего плана приходили сза-
ди. Подчеркнем, что речь идет о
переднем
плане. За спиной
тоже есть кое-какие звуки, но это отраженный или рассеян-
ный звук. Фактически задняя часть зала наполнена именно
таким рассеянным, или „атмосферным“, звучанием, которое
и характеризуется как „задний план“. Восстановить это зву-
чание в автомобиле и является одной из наших задач. Если
этого можно добиться, не устанавливая динамики на задней
полке, тем лучше.
Дело, конечно не в том, чтобы вообще не устанавливать
громкоговорители в задней части салона автомобиля. Главное,
чтобы эти громкоговорители не воспроизводили источники
звука переднего плана. Поэтому можно сделать вывод, что су-
ществуют только две причины для размещения динамиков в
задней части салона. Первая: это единственное место в авто-
мобиле, где можно разместить достаточно крупные динами-
ки; вторая; эти динамики должны воспроизводить только от-
раженный или рассеянный звук. Здесь читатель может задать-
ся вопросом: „В каких же именно случаях они будут воспро-
изводить только отраженный звук?“
Как улучшить условия прослушивания и DSP
Акустические недостатки салона автомобиля можно ча-
стично компенсировать специальной обработкой сигнала,
предназначенной для воссоздания рассеянного звукового по-
ля заднего плана. Существует несколько способов воссоздать
или выделить это звучание.
В последнее время автоаудиофилы заинтересовались так на-
зываемой цифровой обработкой звукового поля — DSP (Digital
Soundfield Processing). Интерес этот возник не на пустом мес-
те и в первую очередь обусловлен растущей популярностью
домашнего кинотеатра с его объемным звуком, а также тех-
ническими усовершенствованиями и развитием рынка.
Итак, если мы всерьез попытаемся достигнуть поставлен-
ной цели и выйти за пределы акустических границ автомоби-
ля, DSP может нам в этом помочь. Большинство современных
систем DSP, однако, не предназначено для этих целей. Ско-
рее их используют для обогащения звучания и воспроизведе-
ния условий, при которых производилась запись. В этом,
впрочем, довольно мало смысла, поскольку при производст-
ве звукозаписи акустическое пространство, которое будет ок-
ружать слушателя, либо вовсе не принимается в расчет, либо
считается нейтральным, не имеющим характерных особенно-
стей. Все особенности добавляют прямо в запись сами аудио-
инженеры и звукорежиссеры. Поэтому любые „добавки“ к го-
товой записи можно считать скорее „эффектами“, нежели
„улучшениями“.
Объемный звук тем не менее пользуется в автомобилях все
большим успехом. Как и в домашних условиях, объемное зву-
чание, создающее ощущение дополнительного пространства,
позволяет слушателю наслаждаться в автомобиле невиданным
доселе реализмом. А использование декодеров „Dolby Pro
Logic“ значительно улучшает локализацию стереообразов. О
ней и пойдет речь далее.
Локализация стереообразов (Stereo Imaging)
Этот термин, как и термин „звуковая сцена“, часто исполь-
зуют для того, чтобы определить, насколько правдоподобно
была воспроизведена та или иная стереозапись. „Локализа-
ция стереообразов“ подразумевает стабильность расположе-
ния кажущихся источников звука и их четкое разделение.
Существует расхожее мнение, что если отдельные источни-
ки звука равномерно распределены вдоль звуковой сцены —
это несомненный признак хорошей локализации образов.
Отчасти это верно, но, безусловно, не является единственным
критерием хорошей локализации — хотя бы потому, что рас-
положение источников звука на многих поп- и рок-записях
всецело зависит от решения тех, кто производит запись. Сле-
дует понимать, что не существует никаких стандартных пра-
вил разработки схем взаиморасположения инструментов для
разных музыкальных программ, за исключением традицион-
но выстроенных записей классической музыки.
Все же важнейший критерий для определения хорошей ло-
кализации стереообразов в вашей системе — стабильность рас-
положения различных элементов звуковой сцены. Отдельные
источники звука не должны самовольно трогаться с места в
тот момент, когда их звучание меняется и переходит в другую
часть музыкального спектра. Часто перемещение спектра ис-
точника из одной полосы разделительного фильтра в другую
приводит к полной дестабилизации стереообразов, которые
начинают бродить по звуковой сцене от одного динамика к
другому.
Подобная ситуация знакома каждому, кто хоть раз слышал
типичную автомобильную аудиосистему с НЧ-динамиками на
задней полке, среднечастотниками в дверях и „пищалками“
под приборной панелью. Решить эту проблему чрезвычайно
просто. По возможности не располагайте порознь динамики,
воспроизводящие разные участки музыкального спектра, в
особенности среднечастотники и „пищалки“. Исключение из
этого правила составляют НЧ-динамики, особенно сабвуфе-
ры, которые устанавливают сзади, во-первых, из-за их раз-
меров, а также потому, что низкочастотное излучение, в об-
щем-то, ненаправленно и его источники почти не локализу-
ются слухом.
Другой критерий хорошей локализации стереообразов мож-
но найти в своде правил IASCA: „Хорошая локализация соз-
дает иллюзию отсутствия динамиков“. Этот критерий особен-
но важен для создания звуковой сцены. В конце концов слу-
шатель должен поверить, что он присутствует при живом му-
зыкальном исполнении, а не в комнате прослушивания или в
автомобиле. Если же слушатель с легкостью угадывает, где
расположены динамики, убедить его будет не так-то просто.
Количество динамиков
Распространено заблуждение, что при установке автомо-
бильных аудиосистем лучше использовать как можно боль-
ше динамиков. Заблуждение это, в свою очередь, зиждется,
во-первых, на тщеславии автомобилистов, желающих произ-
вести сногсшибательное впечатление на своих знакомых, и,
во-вторых, на всеобщем убеждении: „два динамика — хоро-
шо, а десять— лучше“. Мнение это совершенно ошибочное,
истина заключается прямо в противоположном. Чем меньше
источников звука используется в аудиосистеме, тем лучше.
110
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
предыдущая страница 111 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 113 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст