АВТОСАЛОН
Hi-fi в машине и дома
можно ли сравнивать качество
звучания, и если да, то по каким критериям? И, наконец,
как можно улучшить качество звука вашей автомобиль-
ной аудиосистемы? Попробуем ответить на эти вопросы.
Экскурс в историю
Теоретические основы высококачественного воспроизведе-
ния звука на уровне hi-fi („высокой верности“) были заложе-
ны еще в 1930-е годы. В начале 60-х аудиофилы получили
практическую возможность иметь такой звук дома. Высокую
верность звучания можно получить, имея всего одну акусти-
ческую систему (АС) — моно, однако для стереоэффекта их
требуется две. (Для несведущих отметим, что стереоэффект
достигается тогда, когда слушатель находится перед двумя
АС, создающими звуковую сцену: она имитируется за счет от-
носительной разницы амплитуд и фаз сигналов в двух АС.)
Поскольку водитель и пассажир редко оказываются в центре
салона, воспроизвести в автомобиле такой же стереоэффект,
как дома, невозможно. Никто и не пытается этим занимать-
ся, и автомобили в основном комплектуются стандартными
аудиосистемами с довольно скромным звучанием, отставшим
от домашнего hi-fi лет на тридцать. В те времена, когда аудио-
филы уже слушали настоящий hi-fi, автомобилисты доволь-
ствовались одним 100-миллиметровым динамиком. Когда в
домах появилось стерео, в автомобилях звучали 4-дорожеч-
ные мономагнитофоны с одним динамиком впереди и одним
сзади. У аудиофилов уже были отдельные предварительные
усилители, а автомобилисты все еще слушали монозаписи на
восьми дорожках и через встроенные в двери 150-миллимет-
ровые динамики. И
хотя компакт-диски появились у домаш-
них аудиофилов и автомобилистов одновременно, последние
вынуждены слушать их на сомнительного качества аппара-
туре и через встроенные в двери ВЧ-динамиках.
Даже в конце 80-х мало кто в автоаудиопромышленности
понимал, насколько сложно добиться настоящего домашнего
hi-fi-звука в автомобиле. Многие аудиоэксперты напрочь от-
казывались прослушивать автомобильные аудиосистемы, на-
перед зная, что слушатель не имеет возможности находиться
в центре салона, а „штатные“ установочные места не позволя-
ют расположить все динамики на одной поверхности. Для ис-
тинного аудиофила подобные условия прослушивания — чис-
тое издевательство.
Однако автомобилисты не теряли времени даром и работа-
ли над усовершенствованием своих аудиосистем, причем ка-
ждый считал свою систему лучшей в мире и был готов ярост-
но защищать свое детище от критики конкурентов.
И
вот в 1987 группа аудиоинженеров IASCA
1
задалась це-
лью определить основные критерии качества звучания авто-
1
International Auto Sound Challenge Association.
мобильных аудиосистем, воспользовавшись, естественно, тер-
минами аудиофилов: „imaging“ („локализация стереообра-
зов“) и „staging“ („звуковая сцена“). При этом основные кри-
терии, конечно, включали и старые добрые показатели: ди-
намический диапазон, частотную характеристику и прочие
фундаментальные понятия.
Звуковая сцена (Staging)
Свод правил IASCA расшифровывает термин „звуковая сце-
на“ как результат „пространственного восприятия слушате-
лем воспроизводимого музыкального сигнала“. Далее указы-
вается, что хорошая „звуковая сцена“ должна иметь собствен-
но звуковую сцену (звуковое пространство перед слушателем)
и заполненный „тыловой“ план (звуковое пространство поза-
ди слушателя).
Основная идея этой трактовки качества пространственной
звукопередачи заключается в том, что звуковая сцена (см.
рис.
1)
должна быть отодвинута вперед относительно изобра-
женной на рисунке вертикальной плоскости и находиться
примерно на уровне горизонтальной плоскости (как видно из
рисунка, плоскости образованы осями координат, пересекаю-
щимися в точке, где находится голова слушателя). Другими
словами, звуковая сцена должна располагаться перед слуша-
телем и примерно на уровне его ушей. В идеале звуковая сце-
на, создаваемая автомобильной аудиосистемой, должна рас-
пространяться за пределы салона автомобиля. В этом случае
может казаться, что источники звука находятся где-то над ка-
потом или, например, за краями приборной панели, и ощу-
щается, далеко ли они отодвинуты в глубину. Отметим, что в
этом описании идеальной системы все первичные источники
звука (то есть источники неотраженного звука) находятся впе-
реди вас.
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
109
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст