МУЗЫКА
расстояние огромное. Чисто технически, чисто по саунду —
да, возможно „второй“, а то, что Мак-Брайд пытается сочи-
нить, не слишком интересно, пока это похоже на что-то уже
прошедшее. Сам же парень очень хороший. Второй его соль-
ник „Number Two Express“, кстати, здорово отличается от пер-
вого альбома. Второй — пестрый альбом, там непонятно зачем
электроника всякая появились. Состав мощный, а слушать тя-
жело.
.. А первая пластинка — хорошая, акустическая.
— Раз уж мы заговорили о пластинках, давай поговорим о
проектах, которые имели большой коммерческий успех, на-
чиная со знаменитой группы „Fourplay“, Боба Джеймса (Bob
James), Эрла Клаха (Earl Klugh), дуэта „Acoustic Alchemy“,
Дэвида Санборна (David Sanborn) и прочих и заканчивая Кас-
сандрой Вилсон (Cassandra Wilson). То есть о пластинках, ко-
торые покупают не только джазовые люди. И заодно о том,
как джаз встречается с разными прочими стилями.
— Что касается „Fourplay“ и прочих, я их не слушаю, не-
интересно. Это не моя музыка. Хотя это как раз то, что лучше
всего продается. Коммерческий джаз, для большинства дос-
тупный, не раздражает.
.. Существует множество тех, кто при-
емлет для себя что-то околоджазовое и кто делает что-то око-
лоджазовое. Но я такое не слушаю даже для развлечения, и
„Fourplay“ от еще чего-то, наверное, не отличу.
Вышеупомянутая Кассандра Вилсон взлетела с пластинкой
„Blue Light 'Til Dawn“, которая продержалась чуть ли не пол-
тора года в хит-параде. Следующий альбом, „New Moon Daugh-
ter“, имевший не меньший успех, сделан абсолютно в том же
ключе. Мне кажется, что тут не было необходимости в трех-
летием зазоре между альбомами, вторая пластинка, если ра-
зобраться, получилась по смыслу такая же, считай, „вторая
часть“. Хотя — пять баллов, что одна, что другая работа. Кас-
сандра Вилсон — это как раз то, что в джазе я считаю движе-
нием вперед: смешение разных стилей, этническая музыка.
..
Не скажу, что другие к этому не обращаются, — тот же Дэйв
Брубек (Dave Brubeck) с сыновьями в Африку ездил и препо-
давал.
.. Африканские музыканты, к слову сказать, все как
на подбор очень интересные. Они все резкие и мыслят очень
по-своему, ни на кого не похоже. А может быть, даже и не мыс-
лят, а просто интуитивно передают свои ощущения.
Кассандра Вилсон имеет успех как раз потому, что она ис-
полняет не просто джаз, она шире. Но человек недалекий эту
пластинку не купит, это будет слишком „не его“. С другой сто-
роны, ее безбоязненно может слушать человек, не любящий
джаз. Зацепить может запросто. У Кассандры много всяких
плюсов: вроде бы это джаз, но в то же время классическим
джазом здесь и не пахнет. Потом — голос замечательный со-
вершенно. Потом — сама ничего. Так что много достоинств.
— Есть джазовые хит-парады того же „BillBoard“, где не
только она, но и другие люди.
..
— Кенни Джи (Kenny G), что ли? Это абсолютный рекорд-
смен в contemporary jazz („современный джаз“) и мой „люби-
мый“ джазмен, которого я называю Вовочкой. Помнишь дет-
ский анекдот, где были классы с табличками „Отличники“,
„Хорошисты“, „Троечники“ и т. д. и самый последний
класс — „Вовочка“? Вот примерно так, если к Кенни Джи как
к джазовому музыканту относиться.
— Тем не менее давай продолжим тему покупаемости джа-
за. Ведь то, что попадает в джазовые хит-парады, к джазу ино-
гда отношения не имеет — просто некая музыка. С другой сто-
роны, многие заслуженные музыканты не фигурируют в хит-
парадах. Я бы хотел поговорить о тех пластинках, которые
стали популярны — оставим в покое Кассандру — и тем не ме-
нее представляют интерес. Например, большим спросом поль-
зуются пластинки Брэнфорда Марсалиса.
..
— Ну, Марсалиса-то последняя пластинка1
' не могу сказать
чтобы сильно отличалась от предыдущих, он исторически поч-
ти не работает с пианистами: даже когда к нам приезжал в
Театр эстрады, выступал „трио“. А трио — это на любителя,
1 Branford Marsalis „The Dark Keys", 1996, „Sony“. —
Д. Л.
не всем доступно. Я его последнюю работу не считаю каким-
то шедевром. Она нормальная, характерная для него, и все.
Не забывай о магии имен. Все, что творит семейство Марсали-
сов, вызывает повышенный интерес у любителей джаза. Они,
Марсалисы, это заслужили.
Очень долго продержалась в чартах звуковая дорожка к
фильму Клинта Иствуда „The Bridges Of Madison County“
(„Мосты округа Мэдисон“). К саундтрекам отношение сейчас
своеобразное, не всегда объективное. Тенденция такая, что
они лучше продаются.
— А саундтрек к фильму „Канзас Сити“?
— „Kansas City“ я вообще считаю лучшим альбомом 96-го
года, по крайней мере, это лучшее из того, что я слушал. Со-
брать такой состав — Картер, Редман, Мюррей (David
Murray), Уитфилд! Играют джазовые стандарты — 30-е годы.
Но играют „по-нынешнему", то есть по-своему. Очень поучи-
тельная пластинка.
Очень многое зависит от того, на какой фирме вышла пла-
стинка. Естественно, если пластинка вышла на таких гиган-
тах, как „Warner“ или „Atlantic“, где по прошествии столь-
ких лет наконец-то стали делать хороший звук (раньше на
„Atlantic“ выходили великолепные альбомы, но слушать их
было очень сложно из-за жуткого качества записи), она про-
дается лучше. Возможности для промоушена у таких фирм
безграничны. Маленьким фирмам грамзаписи гораздо слож-
ней.
Мой знакомый коллекционер, собирающий винил, сказал
мне следующее: „Я считаю, что после 1964 года джаза нет.
Джеймс Картер? Да я даже слушать не хочу, мне неинтерес-
но. Я знаю, что еще столько пластинок есть на „Blue Note“,
которые я не слышал.
..“ Я согласен, я сам больше всего люб-
лю „Blue Note“, но возвращаться все время туда.
.. Собирай ты
их дома, но будь в курсе того, что происходит. В свое время
крест ставили и на „боперах“, и на „авангардистах“, и на
„постбоперах“, потом ничего, привыкли. Правда, многим му-
зыкантам жизнь поломали этим неприятием.
Может быть, в начале 90-х действительно было некое зати-
шье. Вроде бы и нового ничего не возникло, Картер и Ред-
ман — это 1993 год, причем тогда они только появились, еще
не оформились. Но затем было столько всего интересного!
Тот же Джо Хендерсон (Joe Henderson) — саксофонист
„Blue Note“. Он дважды признавался „Лучшим джазовым сак-
софонистом года“. Его альбом „Big Band“ („Verve“) сейчас во
всех чартах. Но если разобраться — что такое Джо Хендер-
сон? Сейчас он действительно король. А в 50-е годы Джо Хен-
дерсон был обычный „блюнотовский“ саксофонист, далеко не
первый. Сегодня многих уже нет, и Джо Хендерсон — звезда.
На мой взгляд, сейчас вообще существует тенденция несколь-
ко искусственного создания звезд.
Есть целое поколение, которое воспитано на стиле боп, хард-
боп. Это, конечно, знаменитая „Blue Note", выпустившая луч-
шие альбомы „горячего джаза“. Джаз слушают разные поко-
ления, что накладывает определенный отпечаток на мнения.
У меня тоже есть свое мнение о музыкантах тех лет. Напри-
мер, Кармен Мак-Рэй (Carmen McRae) мне нравится гораздо
больше, чем Элла Фитцджеральд.
— А меня, например, абсолютно не цепляет Билли Холи-
дей, сколько я ее ни слушал, даже на старом „виниле“.
— Вот-вот, берешь какой-нибудь справочник или журнал
и читаешь: „Билли Холидей — королева блюза“. Откуда? Это
все очень личное, очень индивидуальное.
Каждый справочник пишется (да еще и редактируется) жи-
вым человеком. Сегодня он послушал альбом и написал одно,
и это опубликовано, а завтра он в другом настроении прокру-
тил ту же запись, и впечатления совсем другие. Вспомни, как
знаменитый Хью Панасье в свое время на каждом углу кри-
чал, что стиль „би-боп“ — это не джаз. Что бы он сегодня на-
писал о Кассандре Вилсон? Часто человек говорит: вот этот
альбом получил пять баллов в таком-то издании, — и попро-
буй ему объясни, что все это так, но слушать он эту пластинку
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
9 9
предыдущая страница 100 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 102 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст