ФОНОТЕКА
C e s a r i a E v o r a
„ А L 'O l y m p i a “
Mélodie 79591-2
16 композиций, 72:26
Представьте себе апло-
дисменты. длящиеся по
несколько минут. Дикий
рев. из-за которого музы-
канты просто не могут на-
чать играть. Бурю востор-
га. которой публика встре-
чает каждую (!) новую пес-
ню. Представили? Нет. это
не „Битлз" в 1964-м. Это
Цезария Эвора в 1993-м. В
парижской „Олимпии“.
Любовь французов к
этой уникальной испол-
нительнице, похоже, не
знает границ, а в осталь-
ном цивилизованном ми-
ре она известна лишь ред-
ким меломанам. Ее обыч-
ный титул в прессе — „вто-
рая Эдит Пиаф".
На самом деле Цезария
— с африканского острова
Капо-Верде. На этом ост-
рове-курорте смешалось
множество культур. И в
песнях Цезарии соедини-
лись африканские ритмы,
латинская простота и чув-
ственность. французский
шансон. Услышав ее голос
хотя бы один раз. забыть
его невозможно.
Я не знаю ничего более
чистого, искреннего, све-
жего и. как ни странно,
мудрого в современной
музыке.
Поиски ее классического
альбома 1995 года могут
обернуться неудачей — в
России пластинка есть
только у редких коллек-
ционеров. Зато концерт
93-го года в „Олимпии" по-
сле долгого пребывания на
полке стал, наконец, дос-
тупен всем желающим.
Предупреждаю:
пла-
стинку опасно давать слу-
шать женщинам любого
возраста — от 18 до 65. В
лучшем случае вы лиши-
тесь пластинки, в худ-
шем — вам придется ис-
кать средства на авиаби-
лет до Капо-Верде (и мо-
жет быть— обратно).
B a n c o D e G a y a
„ L i v e a t G l a s t o n b u r y “
Mammouth/Planet Dog
MRO 157-2
9 композиций. 72:54
Электронный кудесник,
маг и чародей всех степе-
ней и посвящений, выпус-
тивший культовые альбо-
мы „Мауа" и .
.Last Train То
Lhasa“, вновь штурмует
хит-парады со своим но-
вым проектом. Зовут ку-
десника Тоби Маркс, на
пластинках— Banco De
Gaya. А выпустил он са-
мый настоящий .
.live" с ре-
вом фанатов, двумя номе-
рами „на бис" и жуткова-
тым ощущением элек-
тронной звуковой волны,
накатывающей и не отпус-
кающей до конца.
Начав с убойного„Last
TYain То Lhasa“, Тоби уво-
дит слушателей куда-то
далеко-далеко, где земля
еще не отравлена цивили-
зацией. в каждой пещере
обитают либо отшельник,
либо демоны, а мудрые ла-
мы умеют общаться с выс-
шими силами и видеть не-
видимое.
В этом удивительном
электронно-этническом
путешествии вам может
привидеться такое, что за-
хочется еще (и еще. и еще)
раз вскочить на подножку
„последнего поезда в Лха-
су" и вновь укатить куда
подальше. Поезд, разуме-
ется. последний, но кноп-
ка .
.Play" поможет опо-
здавшим.
©
Д. Лилеев
Artur Rubinstein
The Chopin Collection. The
Waltzes
RCA Red Seal RD89564
14 KOMiio.'iiiunii
Студийная запись почти
всех вальсов Шопена сделана
Артуром Рубинштейном летом
1963 года в Риме. После ее вы-
хода в свет на компакт-диске в
рубинштейновскои „Коллек-
ции Шопена“ опасность стать
раритетом ей больше не угро-
жает. Это тем более кстати, что
вальсы Шопена достаточно
редко исполняются и записы-
ваются вместе, в отличие от его
циклически связанных между
собой этюдов и прелюдий.
Джордж Матиас, один из
учеников Шопена,писал: „Ин-
струмента, который вы слыша-
ли, когда играл Шопен, нико-
гда не существовало: он стано-
вился таким под его пальца-
ми.
..“. Все исполнения музыки
Шопена Артуром Рубинштей-
ном были попытками услы-
шать этот „инструмент, кото-
рого никогда не существовало“
и прийти к согласию с ним.
Шопен стал зеркалом, в кото-
ром этот пианист до глубокой
старости стремился разглядеть
свое отражение.
Вальсы, написанные Шопе-
ном, очень различно воплотили
свойство его музыки, которое
Норвид назвал „таинственной
легкостью“. Одни из них эмо-
ционально близки его ноктюр-
нам, в других ощутимо маска-
радное веселье. Под пером Шо-
пена и его предшественни-
ков —
Шуберта и Вебера
произошло несколько внезап-
ное Превращение немецкого
парного танца в романтиче-
скую инструментальную ми-
ниатюру. Эту внезапность гро-
тескно подчеркивает тогдаш-
няя репутация вальса, до неко-
торой степени она напоминает
репутацию „сладостно-бес-
стыдного" (Бунин) аргентин-
ского танго в начале XX века.
Однажды сю воспользовался
Эдгар По: в его новелле „Мас-
ка Красной Смерти“, написан-
ной в 1842 году, вальсируют
участники фантастической ор-
гии. Впрочем, шопеновские
вальсы сохранили только ха-
рактерный ритм этого танца с
акцентом на первой доле такта,
вкрадчиво пронизавший и
вспышки смятения, и элегиче-
ские diminuendo.
Сочинение вальса или иной
миниатюры, как следует из ин-
еем Шопена, иногда занимало
у него лишь несколько утрен-
них часов, но в этой почти мгно-
венно возникавшей музыке не
было ни грана импровизации.
Множество оттенков и компо-
зиционных черт связывают ее
с тем. что успел сделать Мо-
царт, которым Шопен был ув-
лечен с юности (в 17 лет он на-
писал известные вариации на
темы моцартовского „Дон Жуа-
на“). Прозрачная грусть, кото-
рой, слушая Моцарта, упивал-
ся Стендаль, у романтика Шо-
пена становится колеблемой,
доступной вторжениям нерви-
ческого восторга и скорби. И
несмотря на это. Шопен —
по-
следний. кому после Моцарта
удалось создать странное „лег-
кое дыхан I ie“ созвучий, которое
придает музыке яркость снови-
дения. Из вальсов этой ярко-
стью обладает прежде всего
№ 10(Ор. 69,No. 2. h-moll). на-
писанный в 1829 году. Летящая
эвфоническая тема как будто
рисует портрет женщины, ме-
лодию время от времени окра-
шивает интонация тихой реши-
мости, почти вызова. Модуля-
ция в соль-диез минор не меня-
ет и I iTOiiam юнного строя, дик-
туемого темой (у Шопена это
не редкость). Рубинштейн бле-
стяще сыграл шопеновское
legato, в котором каждый звук
рвется к отьед и н ен мости, оста-
ваясь элементом неделимого
движения (подобное legato —
в
вальсе № 7. Ор. 64, No. 2).
Для Шопена вальсы были
чем-то написанным „вскользь“,
многие при его жизни не изда-
вшись. Их нынешняя популяр-
ность его, вероятно, удивила
бы. Между тем слушателю най-
ти ей множество объяснений
слишком просто, и потому ис-
кать не стоит труда. Остается
вспомнить о том, что „вскользь“
написаны не только вальсы
Шопена, по и сонеты Петрар-
ки.
©
П. Шулешко
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
89
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст