ска звучания"галовки (цитата из „Радио") свя-
зана, скорее, с материалом мембраны и поведе-
нием подвижной системы головки, а нес типом
примененного фильтра, как утверждает И. Пе-
редереев. Хотя, если подумать, от предложенной
им переделки
хуже
не будет.
..
С. Таранов
★★
Лушечке,
члену экспертного совета
моего любимого журнала
„Аудио Магазин"
Глубокоуважаемая Собачка!
Конечно, я мог бы предложить свои немно-
гочисленные вопросы вниманию других, не ме-
нее уважаемых сотрудников редакции. Но по-
чему-то мне кажется (а может быть, это мне-
ние сложилось после прочтения письма к Вам,
адресованного С. Шариком?), что именно Вы
призваны отвечать на те глубокие и серьезные
вопросы, который задам я. профессор по долж-
ности. хотя и зоолог по образованию.
Итак, я любитель музыки. Слушал ее с дет-
ства. в молодости, зрелости, хотя и сейчас не
супер стар. И только после Ваших с М. А. и
К. К. произведений я наконец задумался —
что есть музыка? Набор звуков или нечто дан-
ное нам от Бога? Откуда эти тоны, обертоны,
гармоники и частоты и. наконец, эти ужасные
и непонятные мне сигналы и спектры? Самое
ужасное, что везде поселились эти противо-
лежащие катеты к гипотенузе, то есть синусы
и косинусы. Но эти-то откуда в творениях Ба-
ха и Телемана. Бортнянского и Вивальди?
Ведь тогда их еще не придумали!
Ответьте, пожалуйста, глубокоуважаемая
Собачка, и почему мы слышим ноты только
•до двадцати тысяч герц, а вы, собачки, гораз-
до больше, а главное, как сказываются на на-
шей музыке то, что и этих герц нам порой не
дают, да и в герцах ли дело? Ведь важна, ско-
рее. не частота, а форма звуковой волны, а мо-
жет ли один динамик или несколько дать вол-
ну той же формы, что орган или контрабас?
Надеюсь, Вам поможет хозяин, и если за от-
веты Вам полагаются гонорары, то Вы с ним
поделитесь пакетиком великолепного „Догги".
Ю. Лабецкий, г. Колтуши, Ленингр. обл.
Музыка существовала еще до того, как появи-
лись катеты и синусы. После удачной охоты на
мамонта не грех бьио и спеть: природа дсиа че-
ловеку готовый аппарат для такого звукоизвле-
чепия. Кому первому пришла в голову мысль за-
писать и сохранить звук для потомков, неизвест-
но. Ничего готового под руками не оказсиось -
пришлось изобретать. Тут и появились напря-
жения, токи, спектры, частоты и пр. Техниче-
ская задача передач и или записи сигналов реша-
ется техническими же средствами и описыва-
ется техническим языком. Оказались оченьудоб
ними инструменты спектрального анализа: по-
лоса частот, линейные и целииейныеискажения,
шумы и т. д.
Д ля сборки усилителя нея ыя взять просто ре-
зистор, конденсатор гы и транзистор. Резистор
должен иметь вполне определенное сопротивле-
ние, конденсатор - емкость, и т. д. И не бывает
просто усилителя, а бывает, например, усили-
тель с определенным коэффициентом передачи
в заданной паюсе частот. И полосу эту надо
знать разработчику. Наблюдения за звуковым
сигналом показали
,
что за предайте полосы час-
тот от 16 до 2 0 0 0 0 Гц практически ничего
нет
-
жалкие проценты от общей энергии. А зна-
чит, имимож но пренебречь
-
такой вывод не за-
ставші себя ждать.
Это часто случается, когда качество хотят
перевести в количество: если произвести хими-
ческий анализ чая в стакане, то окажется, что
собственно чая в нем практически нет. одна
вода
-
только мпж но ли пренебречь всем осталь-
ным?
Аппаратура передает электрические сигна-
лы, а не эмоциональность или макро- и микро-
динамику. На первом этапе улучшение парамет-
ров позволяло повысить качество звука. Чем баш
ше параметров, тем больше простора для поис-
ков и шире возможности для рекламы: у просто-
го проигрывателя полоса частот 20 кГц, а у
нашего -60, значит, наш лучше, купите именно
его. Номет од і л
объективной
оценки далеки от
реалий слухового восприятия: если, например,
воспроизвести запись „задом наперед", то спек-
троанализатор не заметит подмены. Пока что
техника не может предложить адекватного ме-
тода анализа впечатлений от звуковых сигна-
лов.
Эмоции возникают в сознании слушателя, и
связь их с искажениями сигнала поменьшеіі ме-
ре неочевидна. Какие именно составзшющие сиг-
нит е создают (шш разрушают) ту самую эмо-
циональную вовлеченность
-
до сих пор неясно.
К слову, сегодня никто толком не знает, каков
на самом деле диапазон частот акустических
еигшиов, воспринимаемых человеком, а не про-
сто слышимых ухом. Можно, конечно, просто
расширять паюсу частот, уменьшать искаже-
ния (точнее, улучшать результаты опредежнн ых
испытаний). Результат в конце концов полу-
чим
-
не мытьем так катаньем. М не приходи-
лось слышать записи, сделанные на аппарате с
полосой частот от 16 до 80000Г ц, и эти же
записи, воспроизведенные с ограниченным до
20 кГц спектром. Звучание разное, сомнений нет.
Но чем именно вызвано различие?
Д м технического совершенствования необхо-
димо задавать технические же ориентиры -
сколько должно быть дБ, %, Гц, Вт и т. д. На
заре звукотехники в качестве таких ориенти-
ров разработчики выбрали пороги заметности
искажений.
Пороги заметности искажений определялись
статистическими методами на испытатель-
ных сигналах. Д.ля этого в сигналы вводили ис-
кажения. Какие вводали искажения, такие ре-
зультаты и получат : 3 0 -1 5 00(1 Гц, 60 дБ,
О, I % .
.. Возьмите других экспертов, другие сиг-
налы - получите другие результаты. Что же де-
лать в этой ситуации разработчику аппарату-
ры, на какие цифры ориентироваться ? Самая
большая проблема именно в этом и замет ает -
ся: для разработки „железа
нужны измеряемые
ориентиры, а их сегодня нет. Сделать шаг от
хорошей аппаратуры к замечательной пози ом-
ют сегодня только эм п ирические методы.
Но энтузиасты-звукотехники не оставляют
попыток „разобрать"музыку на синусы и коси-
нусы. Д а кто из нас не разбирси в детстве при-
емник шли будильник.'Ведь интересно.
..
М . Сергеев
1) Почему вы не составите эталонную сис-
тему из дорогих компонентов для оценки раз-
личных типов аппаратуры? Или средств не
хватает?
х х х х х х
3
х х х
3 3 3
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст