С
П
P
А
В
0
H
H
Гитара „Ovation", вид спереди и сбоку
Эстрадная гитара
Двугрифая электрогитара „Еко"
(тип корпуса „кантри-джамбо“)
называться „вестерн“ или .
.дредноут“. Увеличенные корпуса эст-
радных вариантов гитар, как правило, назывались „джамбо“
(„слон“ на суахили). Различные корпуса с флажолетным выре-
зом (позволяющим пользоваться хвостовиком грифа так же. как
и всем остальным грифом), удобные для сольной игры в джазе,
блюзе и т. п., получили название „гутавей“. Казалось, из идеи ги-
тары выжато абсолютно все.
.
Очередной виток эволюции гитары был вызван часто возни-
кающей необходимостью звукоусиления с помощью концертной
н
звукозаписывающей аппаратуры. Вначале, как водится, к деке
подставляли микрофон; потом родилась идея крепить микрофо-
ны внутри корпуса (по этой технологии и сейчас работает фирма
„Такашіпе“). Но такой способ звукосъема иногда приводил к не-
ожиданным последствиям —
усиление отраженных внутри кор-
пуса волн делало картину гитарного звука часто неконкретной,
нестрогой; кроме того, в усилитель попадали даже звуки пище-
варительного тракта исполнителя (!). Другое решение предлагал
Поведение резонансной деки при приложении нагрузок:
а - изгиб поперек слоев; б - изгиб относительно слоев: а - изгиб деки
„волной* при натяжении струн; г —
схема „зет“;д - веерная схема
ближайший конкурент акустической гитары
электрогитара, ди-
тя технического прогресса 30-х годов: индуктивный датчик (хам-
бакер) со специально подобранными характеристиками. Сразу
же был очерчен круг использования хамбакера в акустических
гитарах; только металлические струны (нейлон неферромагни-
тен, и его колебания уловлены не будут) и, в основном, аккомпа-
немент ( в звуке отсутствуют характерные гармоники призвона,
так ценимые любителями всех окологитарных жанров). Хорошим
помощником акустической гитаре стал пьезокерамнческий дат-
чик; полученный с помощью гитарной керамики звук обладает
широким частотным спектром и абсолютно конкретен —
гитара
узнаваема, прекрасно воспринимается, н
можно требовать лишь
некоторой частотной обработки (подавления средних частот).
Многие фирмы, изготавливающие адаптированные, то есть снаб-
женные датчиками, акустические гитары, начали ставить на ин-
струменты активную электронную схему (фильтр). Л отсюда бы-
ло недалеко и до идеи фирмы „Ovation“: в акустическом режиме
гитара .
.Ovat ion" бесполезна, поскольку изготовлена из пластмасс
(углепластик, стеклографит и т. д.), но после подключения в элек-
тронный усилительный тракт приобретает мощное и ясное зву-
чание, которым она обязана системе керамических датчиков и
активной схеме.
Здесь мы не рассматриваем историю возникновения и разви-
тия ближайшего родственника акус тической гитары, имя кото-
рому электрогитара. Этот инструмент во много раз моложе сво-
его предка, но имеет довольно бурную биографию, которая мог-
ла бы стать темой отдельной статьи. Пожалуй, их и
не нужно ста-
вить рядом: специфика использования электрогитары гораздо
уже, это инструмент совсем другой и в обращении, и в ощуще-
нии, и не скоро еще электрогитара будет значить для музыки всех
стилей и жанров столько, сколько сейчас значит самый строгий
и самый демократичный, старинный и вместе с тем молодой
инструмент —
акустическая гитара.
О
В. Л уговой
Автор выражает благодарность гитарном!/ мастеру Александру
Краающекову, своему давнему другу и наставнику в гитарном деле, за
предоставление изобразительного и справочного материала для бан-
ной статьи.
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
81
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст