СПРАВОЧНИК
нены). Частотный диапазон гитары был достаточно узок, н его
пытались нарастить за счет тонального, но до нашего времени
многострунные гитары дошли разве что в составе музейных экс-
позиций. Нужно было что-то другое.
Как всегда бывает в таких случаях, для решения проблемы тре-
бовался не просто специалист, а фанатик гитарной идеи. Таким-
то фанатиком п
был Антонио де Торрес, испанский мастер сере-
дины XIX века,а решен нс его заключалось в веерной схеме деки.
Для пояснения сугубо гитарных процессов обратимся к анало-
гии, наверняка попятной любому читателю нашего журнала. Ес-
ли корпус гитары представить как корпус акустической системы,
то резонансная дека будет соответствовать диффузору динамиче-
ской головки, голосник - голоснику фазойнвертора, а струны, ви-
димо, звуковой катушке. Разница между двумя этими системами
заключается в первую очередь в том, что материал деки —
массив-
ная ель резонансного (радиального) распила — обладает разным
удельным сопротивлением перегибу поперек слоев п относитель-
но слоев, а диффузор не имеет жесткой поляризации структур-
ных элементов параллельно поверхности и при колебаниях ведет
себя равномерно, ввиду чего теоретически наилучшая форма
диффузора - круг, а наилучшая форма гитарной деки, вероятно,
эллипс, длинная ось которого сонаправлена слоям деки. Дека (и.
соответственно, корпус) гитары как раз имеет такое удлинение,
но деке необходимы элементы поперечной прочности, предохра-
няющие ее от растрескивания и принимающие на себя распреде-
ленную комбинированную нагрузку, возникающую при натяже-
нии струн (от 60 до 140 кгс, в завпспмостиот типа и количества
струн). Главный поперечный элемент (пружина, то есть упругая
рейка, приклеенная к деке изнутри) резко увеличивает прочность
деки и при этом разде-
ляет ее на две зоны —
акустически активную
(нижняя часть) и мерт-
вую (от низа голосника
до верхнего края де-
ки) —
таким образом,
что колебания по деке
распространяются толь-
ко в пределах активной
зоны, в середине кото-
рой находится подстав-
ка, удерживающая ниж-
ние концы струн и вос-
принимающая их коле-
бания. А поскольку для
прочности деки одной
поперечной пружины
недостаточно, возн и ка-
ст необходимость ста-
вить вторую, третью.
..
Пока корпус гитары
был еще небольшим,
схема леки состояла из
двух поперечных пру-
жин; впоследствии при
увеличении размеров
корпуса одна пружина
добавилась, и получив-
шаяся схема была не-
официально названа
„зет" (при использова-
нии под металлические
струны она надежна н
применяется до сих
пор). Смысл же изобре-
тения Торреса был в
том, что в акустически
Общий вид гитары
15-струнная двугрифая гитара
Классическая гитара
(подражание эстрадному стилю
(тип Рамиреса)
рубежа Х1Х-ХХ вв.)
активной зоне ставились пружины продольные, а не поперечные,
н колебаний деки с изгибом относительно слоев не связывали. Та-
кая дека обладает достаточной прочностью на выгиб „волной“ и
одновременно мягкостью, обеспечивающей хорошие низкие час-
тоты, что очень важно при игре на неметаллических струнах (рань-
ше они были жильные или шелковые, сейчас - нейлоновые).
Появление веера Торреса и особенно его развитие, заключав-
шееся в увеличении количества веерных пружин от трех до пяти
и даже семи и в изменении углов их взаимного расположения,
вызвало революцию в гитарном деле. Гитара обрела колоссаль-
ный частотный диапазон, а поскольку тональный в 3,5 октавы н
динамический она уже имела, то с этого времени гитара стала
одним из самых живых, разнообразных по звучанию и много-
функциональных инструментов п значительно расширила свои
позиции в музыке. Если вначале гитару использовали для соль-
ной игры, а также игры либо аккомпанемента в небольших ка-
мерных составах, причем было далеко небезразлично, каким ин-
струментам она ассистирует, то теперь стало возможным исполь-
зовать гитару практически с любыми инструментами, потому что
с расширенным н выровнявшимся её спектром сочетался уже ка-
кой угодно инструмент н какая угодно музыка.
А развитие гитары продолжалось. Появились специфические
инструменты гитарного ряда, нашедрше себе применение в ги-
тарных ансамблях и оркестрах: гитара-контрабас (практически
это контрабас гитарной формы н гитарной расцветки, имеющий
нетемперированный безладовый гриф и опорный шток внизу),
гитара-пикколо (короткомензурный широкогрифый двенадцати-
струнный гибриде клепочным корпусом мандолпнноготипа, но
имеющим гитарную талию). Далее, поскольку гитара есть гар-
монический инструмент, то есть на ней можно сыграть одновре-
менно столько ног, сколько она имеет струн, напрашивается ее
использование в ритм-гармонической функции; если же несколь-
ко ритм-гитар играют разные ритмические фигуры, кратные од-
ному исходному ритму, то возникает эффект полиритмии (все
это. вместе с гитарой-контрабас и гитарой-пикколо, имело и име-
ет широчайшее распространение, например в странах Латинской
Америки). 11оявилась и сразу стала популярной у исполнителей
ряда стилей гитара с неприталенным корпусом
отсутствие та-
лин дало особую низкочастотную растембровку, удобную в ак-
компанементе с акцентированным басом: этот тип корпуса стал
80
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 81 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 83 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст