Там, где.круг перекрестка
Шесть подруг танцевали:
Три — из плоти,
^
Три — из стали.
Давние сны их искали, '
Но обнимал их яро
Золотой Полифем.
Гитара!
Ф е д е р и к о Г и р е и а .П орка
Вероятно, никому нс покажется удивительным, что историче-
ские корим современной гитары затеряны даже не в средних ве-
ках, а в глубокой древности. Конечно, гитара мало напоминает
своих далеких предков: шэн, арфу, древнегреческую кифару (ко-
торой, кстати, гитара обязана своим названием), но сам этот прин-
цип генерации звука - натянутые струны и упругий резонатор-
дека - стал известен уже в шумерскую эпоху.
11
екоторые щипко-
вые инструменты тысячелетия существовали в своем первона-
чальном виде и только потом начинали меняться, ибо древняя
история человечества есть история интенсивных войн, а музы
молчат, когда говорят пушки. Лишь в средние века у населения
Италии, Испании, Франции начали развиваться музыкальные
потребности. Это сопровождалось отходом от старых форм и
по-
стоянным поиском новых, экспериментами с новыми материа-
лами; некоторые изобретенные вто время музыкальные инстру-
менты дожили и до наших дней.
Первым и главнейшим шагом в эволюции гитары было появ-
ление грифа, роль которого в строении щипковых инструментов
сходна с ролью колеса в механике и праязыка в филологии. Гриф
роднит такие исторически далеко разошедшиеся друг от друга
инструмент!,I классического ряда, как скрипки, гитары, мандо-
лины, лютни. и
объединяет великое множество этнических —
бу-
зукн. домры и балалайки, дутары, лиры. Сейчас вряд ли возмож-
но точно датировать рождение грифа.
В развитии корпусов отмечались два основных направления:
„ящичное" (две деки и обечайка, как, например, у скрипки и ги-
тары) и клепочное (дека одна, корпус набирается из клиновид-
ных клепок; представители - мандолина, домра и балалайка,
поздний гибрид гитары и лютни - гитара-пикколо).
Ранние скрипка и гитара походили друг на друга, как родные
сестры. У гитары был вытянутый в тех же пропорциях корпус
(только больших размеров), а у скрипок отсутствовали характер-
ные защипы корпуса возле талии (они появились потому, что
скрипичные мастера стали делать сборные обечайки со склейка-
ми именно в этих местах). Различался только способ игры: на
скрипках —
смычковый, на гитарах - щипковый, он и определил
пути последующего развития этих инструментов.
Проследить эволюцию гитары начиная с XVI века становится
проще. Известно, например, что в XVI веке для темперирования
(то есть тональной разметки) грифа вместо ладов использова-
лись оборачиваемые вокруг грифа куски жильных струн: на них
и опирались струны при взятии аппликатур на грифе. Длины ла-
дов были рассчитаны в 1555 году Хуаном Бермудо, после чего
возникла реальная возможность сделать лады стационарными,
врезанными в накладку, а игру —
более удобной. На гитарах и их
ближайших родственницах
лютнях н внуэлах - стали появ-
ляться костяные и эбеновые пластинки, вклеенные поперек на-
кладки в качестве ладов; впоследствии эти элементы выполня-
лись из серебра (показательно, что сплав, используемый сейчас
во всем мире для изготовления ладовой проволоки, называется
нейзильбер, то есть „новое серебро“).
Следующий важный этап гитарной эволюции (XVI XVII ве-
ка)
установление минимально требуемого и максимально воз-
можного количества струн. В самом деле, если струн мало, то ин-
струмент узкофункционален, а если много —
неудобен в игре, и
„золотую середину“ европейские мастера и
исполнители искали
в течение двух столетий! Так. шестая струна появилась на гитаре
только в XV111 веке (до этого были только четырех- и пятиструн-
ные гитары, а также шести- и семиструнные виуэды). Исполни-
тели, использующие сейчас
12
-струнную гитару, вряд ли вспо-
минают, что этот инструмент родился в 1773 году (изготовлен
ван Хекке); видимо, это была попытка при акустических харак-
теристиках гитары получить „удвоенное“ (октавным строем?)
звучание лютни. Большинство дальнейших попыток сводилось
к уточнению удобного количества струн нижнего регистра; сюда
же следует отнести и изобретение двугрифых гитар, где на вто-
рой гриф натягивались дополнительные басы. Гитара семиструн-
ная (1788. Морлане), восьмиструнная (Штауфер), двадцати-
струнная с тремя грифами (Мунчс и Шарпантье), тридцатидвух-
струнная (1789. Валлехо).
.. Этот список можно продолжить.
Впрочем, уже тогда исполнители понимали, что попытки навя-
зать гитаре фортепианный диапазон обречены п что теперь эво-
люция гитары пойдет в ином направлении. В каком?
Чтобы понять, для чего тогдашние мастера экспериментиро-
вали с количеством струн, надо сначала уяснить, какие процес-
сы происходят в гитарном корпусе.
Пройдет еще очень много лет. пока Фил Снектор не докажет
общеизвестной сейчас истины: для достижения оптимального
воздействия на слух звуковой сигнал должен быть равномерно
представлен во всем слышимом частотном диапазоне, то есть
20 Гц - 20 кГц (при звукозаписи незанятые исполнителем или
исполнителями полосы могут быть даже принудительно запол-
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст