ВИТРИНА
вообще не человек! Поэтому звучать они
должны по-разному.
На такого рода аппаратуре, как заметил
Квортруп, все записи звучат одинаково: если
с таким подходом музыку записывать, резуль-
тат будет столь же „блестящим". Производят-
ся устройства, дающие представление о „лам-
повом" звуке в американском сознании, —
блочок „Suns Агпр" на операционниках. на-
пример. Его назначение — „воссоздать уни-
кальное звучание легендарных ламповых уси-
лителей прошлого", для чего он и включается
между источником и усилителем (либо магни-
тофоном). Как-то Юджина Симмонса („Kiss"),
применяющего сие изделие, спросили, поче-
му он не держит дома ламповых усилителей.
Симмонс иронически ответил: „Зачем мне
ламповый усилитель, когда у меня есть „лам-
повый" звук.
.." Далее он в пространной фор-
ме разъяснил, что такой звук он не любит, счи-
тая его данью конъюнктуре. Среди прочих
„сансамповцев" нельзя не отметить группу
„Metallica" в полном составе, группы „Living
Colour". „Def Leppard", „Bad Company" и от-
дельных сессионных гитаристов, играющих с
Майклом Джексоном. Миком Джеггером, Ма-
донной, Стингом: Мика Джонса, Пола Песко,
Карлоса Аломара, Дуга Вимбиша, Криса Ку-
релла, Джэффа Кемпбелла, самого Стинга.
Нравится, значит. Глядят в „хендриксы". Я не
удивлюсь, если в „Radio Shack“ появится
подобное — уже бытовое — устройство для
„воссоздания лампового звука", например
„TubeDistortionBuddy“6.
Предложение замаскировать с помощью
бревнистого „мегабаса" и ПП-сигнала все по-
грешности цифровых записей на низких уров-
нях было встречено с восторгом, ибо звуча-
ние таких записей напоминало озвучку Вуд-
стока и хипп-сараев конца шестидесятых. Быв-
шие хиппи были счастливы: наконеи-то их
причуды получили звуковое воплощение в
звуке — в русле увлечения американцев кра-
шеными конскими хвостами и ностальгии по
Вьетнаму и Нилу Армстронгу со звездно-по-
лосатым флагом на картонной луне. В то вре-
мя. кстати, по Луне шныряли советские луно-
ходы, о чем московские „баблгамщики"' пред-
почитают ныне не вспоминать.
..
Аппаратный ПП-сигнал в классическом сво-
ем применении не предусматривает подъема
НЧ. носоздатели устройстве низкочастотным
аппаратно подмешиваемым псевдослучайным
сигналом все равно исходили из того же прин-
ципа объединения „достоинств" „аналога" и
„цифры", то есть пытались сидеть на двух
стульях сразу, подобно их коллегам из амери-
канской индустрии звукозаписи.
Если обладатель хорошего проигрывателя
может избавится от ПП-сигнальных проблем,
просто избегая прослушивания дисков амери-
канского происхождения, то владелец проиг-
рывателя с аппаратным ПП-сигналом вынуж-
ден или заменить аппарат, или радоваться об-
щей неразборчивости и отсутствию обертонов
и тихих звуков даже в лучших записях. Аппа-
ратный ПП-сигнал присутствует в устройст-
вах. неспособных в силу своих архитектурных
дефектов к достаточному для 16 бит разреше-
нию: типичными представителями этой груп-
пы ЦАПов являются комбинированные изде-
" 1996 Пашарин Р. И.
В связи с близостью Финляндии жвачка в Ленин-
граде звалась „пурукумми" —
Per).
лия, включающие в себя цифровой фильтр,
шумоформирователи и т. д. Одним из первых
был ЦАП .
.Philips SAA 7320/7323“, скомби-
нированный с цифровым фильтром четырех-
кратной передискретизации и 16-битовой за-
явленной пропускной способностью фильтра* *
.
Как видим, фильтр обладает обладает
скромным разрешением (даже по меркам уст-
ройств середины 80-х годов), отсюда необхо-
димость применения ПП-сигнала для маски-
ровки потерь младших битов. Следующим был
цифро-аналоговый преобразовательSAA7350.
применяемый большей частью в качестве шу-
моформирователя в паре с ЦАПом более вы-
сокого уровня, таким как TDA1547. На осно-
ве последнего можно все-таки сделать хоро-
ший проигрыватель компакт-дисков, что и до-
казали сотрудники „Kenwood" с помощью
„LD-1“ и „DP-7050". Только не надо ставить
между TDA1547 и фильтром формирователи
шума!
Апофеозом в развитии аппаратного ПП-сиг-
нала стала микросхема TDA 1305, из специфи-
кации к которой можно узнать о замещении
ПП-сигналом целых 5 младших битов при воз-
никновении ошибок! Любопытно, что „Phi-
lips" пока избегает применения этого „чипа"
в своих изделиях. Проигрыватели на основе
этой микросхемы и похожей на нее „Analog
Devices AD 1859“ выпускают несколько не-
больших фирм. Разработчиков нимало не сму-
тило, что оба ЦАПа, согласно спецификаци-
ям, предназначены для применения в систе-
мах MPEG-декодирования и в цифровом ра-
дио, но не в проигрывателях компакт-дисков.
Я не знаю, какая у них „глубина сцены" и
„пластичность передачи звуковой картины“.
..
Такого рода терминология представляется
мне абсурдной, ибо никаких „сцен" и „картин"
здесь попросту не существует, любая запись,
даже эталонного качества, не имеет никакого
отношения к тому, как музыканты располага-
лись в пространстве во время исполнения. За-
дача аппаратуры — достоверно отобразить
звучание конкретных музыкальных инстру-
ментов, голосов и предметов. Чтобы можно
было сказать: да, это гитара „Country Gentle-
man“ в руках Чета Эткинса, а это — „Strato-
caster Elite" в руках Нопфлера, а вот это —
голос Ленина, а не Троцкого! Плохая техника
такой возможности не дает, но в том, что ка-
сается „плавной подачи", „пространственно-
го образа“, „широты сцены“ и т. п., устройст-
ва с грубыми ЦАПами, операционниками с
глубокой ООС (вроде NE5532/5534). высо-
ким джиттером в цифровом тракте, наконец,
с неразборчивым и корявым звучанием, по-
ставляют критикам богатый материал для вос-
торженных отзывов.
Ни „Harman-Kardon HD7625", ни „Sonic
Frontiers SFCD-Г', никакие другие хорошие
аппараты „глубины сцены" не показывают, за-
то звучание инструментов они воспроизводят
натурально. Вокалисты подпевки поют и от-
личимы друг от друга даже на HDCD-записи
* Надо отметить, что вся схемотехника .
.Philips" по-
следних ле г страдает общим недостатком. Если схе-
мы „Sony" при возникновении ошибок считывания
интерполируют несколько соседних отсчетов, то
схемы .
.Philips" оперируют целыми блоками, а это
должно повлечь за собой ухудшение качества звука.
..Philips" мудро рекомендует применять со своими
ЦАПами фильтры других производителей, например
..NPC, что и делает большинство производителей
аппаратуры, включая саму „Philips".
Нопфлера „Golden Heart", басисты басят.
Нопфлер играет попеременно на „Stratocaster
Elite" и „Gibson Country Gentleman". А напри-
мер, „Marantz CD15" (джиттер 630 nc: NPC
SM5803 => I-’S => SAA7350 => TDA1547,
2 штуки => NE5534 => HDAM: глубина ООС
>60 дБ) за S3 000 проигрывает тот же „Golden
Heart" так, что Крокера и Гилла, поющих на
заднем плане, не услышит даже ас гидроаку-
стики с подлодки, басисты молчат, кто-то на-
поминающий манерой Нопфлера играет, ка-
жется. на „Ibanez".
.. Интересно, что „CD15"
не справляется и с более простыми задачами,
например с воспроизведением слюнявого ше-
потка Кейт Буш в песне „The Wedding List"
из моего любимого альбома этой певицы .
.Ne-
ver For Ever", изготовленного на той самой
фабрике в Свиндоне. Сложно понять, что же
именно вопит сержант из похоронной коман-
ды в песне „Army Dreamers" с того же диска.
(Показательно, что. при всей полноте воспро-
изведения деталей с этого диска моим „Har-
man-Kardon“, звучание намного уступает по
качеству звучанию оригинальной грампла-
стинки. которую я слушаю с детства.) Зато
звучание „CD 15“. „JitterBuddy", „DitherBud-
dy“ и „FeedbackMate"0 отличается округло-
стью, воздушностью и крайней сфокусирован-
ностью10. Встречаются такие „аудиозапорож-
цы" за много тысяч долларов, и это считается
почти нормой! „Ездят" они плохо, однако ход
у них плавный.
.. К таким аппаратам и отно-
сятся проигрыватели на основе TDAI305 и
AD1859.
Поскольку все претензии потребителя це-
ликом ложатся на плечи торговли, произво-
дитель может не беспокоиться о качестве сво-
ей продукции. Поэтому я хотел бы пожелать
торговым организациям начать более вдумчи-
во выбирать торговых партнеров и выдвинуть
ряд требований к качеству продукции. Пора
дать понять, что требования потребителей и
требования рынка — это одно и то же. Поло-
жение дел в производстве аппаратуры немед-
ленно улучшится с введением такой практи-
ки. A hi-fi как идеология сможет развиваться
лишь в условиях прогресса в деле звукозапи-
си, в противном случае звучание даже хоро-
ших приборов будет ассоциироваться с „бум-
боксами".
С повышением культуры звукозаписи опе-
рационники с глубокой ООС, я надеюсь, по-
кинут high-end-технику, сейчас же они приме-
няются где угодно, нет ни одной пары серий-
ных современных активных АС. в кроссове-
рах которой не было бы ОУ. Распространение
такого рода записей, позволяющих с помощью
плохих, но мощных усилителей добиваться
„стадионного" звучания камерных произведе-
ний, тормозит сбыт действительно выдающей-
ся аппаратуры. Потребителей так и подмыва-
ет купить себе .
.Bose".
.. Вскрытие системных
недостатков ряда аппаратов вряд ли будет бла-
годарным занятием, покуда отвратительные
записи принимаются как должное. Прежде из
звукозаписи должны уйти мегабасовые прие-
мы типа „ультрапсевдоаналог"!
©
Р. Паш арин
‘'О 1996 Пашарин Р. И.
10
Кстати, к остальным моделям проигрывателей
„Магап1г” эти претензии предъявлять было бы не-
корректно Не зря „СГМ5" сняли с производства
78
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст