ПОЧТА
Регулярное чтение журнала „AM", безус-
ловно. идет на пользу каждому думающему
любителю звукотехники. звукофизики. звуко-
психологии и т. д. Современные статьи в ва-
шем журнале намного приблизили для меня
момент торжественного открытия многопуте-
вого распространения сигнала по кабелям и
увлекательного фазирования штепселей всех
электроприборов в доме, включая утюги и тор-
шеры. |.„]
На страницах „AM" были представлены
„Monarchy Audio Model 22В" (конвертор) и
„Micromega Minium“ (проигрыватель CD),
имеющие функцию инверсии фазы. Если кто-
то считает, что наличие такой функции необя-
зательно, то это заблуждение, с которым ра-
но или поздно придется расстаться. 80% за-
писей (от „Dire Straits" до фортепьянных со-
нат Шуберта) чувствительны к этому парамет-
ру. Воздействие инверсии фазы на качество
звучания вполне сопоставимо с заменой меж-
блочного кабеля (влияет на локализацию по
глубине, временные характеристики и все. что
с ними связано). Немаловажно, что это влия-
ние заметно даже в самой примитивной аудио-
системе. но воспринимается в этом случае
лишь как изменение тембра. В журнале ука-
зывалось. что можно изменить фазу на 180°.
поменяв местами концы кабеля к АС. Это не
очень удобно, да и „земляной" и сигнальный
провода меняются местами (а вдруг звук ис-
портится?). В связи с этим хотелось бы узнать,
существуют ли предварительные усилители,
имеющие функцию инверсии фазы'. И еще. В
№ 1
(6) 96. описывая звучание предусилите-
ля „Conrad-Johnson PV10AL". С. Куниловский
отметил: „Основная разница по сравнению с
прямым проводом: звучание.
.. не так воздуш-
но и легко, не так глубоко и точно в простран-
ственном отношении, немного более плос-
ко.
.." Но дело в том, что схема усилителя (кас-
каде общим катодом и катодный повторитель)
переворачивает сигнал на 180”. и сравнение с
прямым проводом (если не скомпенсировать
инверсию фазы в тракте тем или иным спосо-
бом). в обшем-то, некорректно. Или. может
быть, фазирование тракта при экспертизах
все-таки проводится для каждой фонограммы,
но в тексте просто не упоминается?
А вообще журнал уже занял прочное место
в истории отечественного звуколюбия (по-мо-
ему, звучит лучше, чем .
.аудиофилии") и, на-
деюсь. впишет в нее новые страницы.
В. Горячев, Петербург
Сегодня я расскажу всем, как практически
из ничего сделать high end. Итак, начнем!
1. Проигрыватель компакт-дисков.
Что портит в нем звук? ЦАП трогать мы не
будем. Тем более что и в дешевых моделях, и
в дорогих стоят похожие ЦАПы. Остается уси-
литель за ЦАПом. Переделывать в нем что-ли-
бо нет смысла. Проще его устранить совсем.
Отсоединяем выходные гнезда (желательно
их заменить на позолоченные и изолировать
от корпуса). Припаиваем провода к ним (че- 1
1
Есть, но их мало. Чаше функция инверсии фазы
имеется в конверторах. Там она тоже может быть
выполнена по-разному: в цифровой части или в ана-
логовой. — С.
Таранов
рез проходной конденсатор), а затем к фильт-
рам ВЧ, которые стоят рядом с ЦАПом. То
есть ко входу усилителя. На плате обычно все
подписано, где что находится. Можно также
на всякий случай „вызвонить" места, где по-
является готовый (аналоговый) сигнал. Под-
ключаем кабель к усилителю мощности (на
всякий случай через конденсатор), включаем
проигрыватель и ишем, где проходит звук. Ес-
ли ЦАП дифференциальный, то тоже хорошо.
Можно реализовать симметричный выход. Но
это потребует установки других выходных
гнезд. А можно один выход ЦАПа подключить
к центральному контакту, а второй — к внеш-
нему. При этом корпус проигрывателя должен
быть изолирован от гнезд.
Что у нас получилось? Раза в два уменьши-
лась громкость. Увеличим громкость регуля-
тором уровня в усилителе. Появился щелчок
при выключении питания. Как изменился
звук? Как может звучать проигрыватель CD.
из которого убрали столько мусора?! В моем
..Technics-740" ($340) это 5 микросхем, 8
транзисторов. 4 оксидных (проходных!) кон-
денсатора и много-много резисторов, и все это
с глубокими ООС.
Звук стал просто потрясающим по сравне-
нию с тем, что было.
А если усилитель мощности — триодный
однотактник, то получается самый подходя-
щий вариант с очень коротким путем сигна-
ла: ЦАП — два каскада усиления.
2. Усилители.
Можно поэкспериментировать на „Радио-
техниках”. „Орбитах“, „Кумирах", „Бригах”,
„Корветах” и т. д. А кто не боится — на люби-
мых „соньках” и„пионерах".
Для примера возьмем „Радиотехнику-101".
Вынимаем темброблок. индикатор, переклю-
чатели и выключатели, блок коммутации, блок
конденсаторов фильтра и все гнезда. Ставим
современные конденсаторы большой емкости.
На свободное место поближе к оконечному
каскаду ставим регулятор уровня (с поворот-
ной ручкой он будет соединяться длинным пе-
реходником). Ставим позолоченные гнезда
RCA и клеммы для АС. Все это соединяем ко-
роткими проводами. Вырезаем из оргстекла
кусок по размеру передней панели. Сверлим
отверстие (под ручку регулятора уровня). За-
крашиваем черным лаком одну сторону. Ко-
гда засохнет лак, можно выцарапать какое-ни-
будь название и наклеить фольгу. После при-
клеиваем это к передней панели бывшей „Ра-
диотехники". Надеваем ручку громкости. На-
деваем кожух. Готово! Теперь похоже на high
end (ха-ха). Включаем. Первое, что замечает-
ся, — полное отсутствие каких-либо шумов.
Да и сам звук стал куда приятней (как-никак
много чего убрали с его пути!).
Более опытным радиолюбителям можно по-
советовать заменить и оконечный каскад.
3. Акустические системы „35-АС".
Самое оптимальное — их выбросить. А
можно и довести до ума. Только нужен жур-
нал „Радио", № 4 за 1990 год, статья „Дора-
ботка „35АС-015" на основе лестничного
фильтра”, где описывается фильтр ВЧ шесто-
го порядка.
Возьмем для примера мою „Электронику
130АС” („35АС-015”).
Целиком все снимаем и вынимаем. Изготав-
ливаем фильтр. Это главное. Если нет возмож-
ности его переделать — лучше ничего вооб-
ще не делать. Далее. Все швы яшика изнутри
промазываем герметиком. Ставим дополни-
тельно ребра жесткости. Стенки обклеиваем
звукопоглощающим материалом. Монтируем
внутри плату фильтров '. Можно заодно реа-
лизовать схему подключения bi-wiring. Уста-
навливаем новый СЧ-динамик, затем ВЧ-ди-
намик закрепляем скобками точно над СЧ-ди-
намиком. Теперь он будет стоять снаружи —
на верхней стенке АС. А отверстие на перед-
ней панели обклеиваем синтепоном или вой-
локом. Декоративные решетки ставить нель-
зя, так как они звенят и резонируют. Обтяги-
ваем все радиотканью. Ну вот, готово. Слуша-
ем. Первое, что приходит на ум: звучание
классное! Это уже можно слушать!
4. Межблочные кабели.
Едем в „Пурпурный Легион”. Цены кусают-
ся. Но в углу видим бухту провода — то. что
нам и надо! Провод для подключения АС.
Шесть изолированных сплетенных косичкой
проводников. Покупаем небольшой кусок. Це-
на $3-7 за метр, весьма доступная. Расплета-
ем. Отрезаем проводники нужной длины.
Сплетаем по два, припаиваем позолоченные
разъемы (экран не требуется, никаких помех
и наводок заметно не будет!). Ну вот, готов.
Кабель „XLO". Кабель обладает очень низкой
погонной емкостью — около 45 пФ/0,5 м.
Прекрасный звук, солидные низы, четкие вер-
ха без шепелявости, прекрасная глубина сие-
ны. И все это за очень низкую цену.
Р. S. Сам я использую переделанный „Tech-
nics-740". ламповый самодельный однотакт-
ный усилитель в триодном включении, пере-
деланные колонки „35АС", самодельный ка-
бель из провода „ХШ", кабели к АС „[Moni-
torl Cobra". Когда я все это создал, я снова по-
любил музыку.
Алексей, Москва
Эксперимента в с советскими усилителями,
предложенных читателем,
я
бы проводить не
стал. Aloe мнение, что овчинка не стоит вы -
делки.
Фильтры высоких порядков, в том числе и
предложенный И. Передереевим в журнале „Ра-
дио“, чувствительны к разбросу номиналов эле-
ментов. Они хороши на бумаге, когда нагрузкой
считается резистор, а в реальной жизни ком-
тексное входное сопротивление гранкоговорите-
ля непомерно усложняет расчет и настройку та-
кого фильтра. Действительно, для ВЧ-головки
„ ЮГД-35“ из „35АС" частоту раздели лучше де-
лать повыше (4 -5 кГц), но „неприятная окра-
-
' Предложение: плату фильтров лучше вынести из
корпуса АС и разместить поближе к усилителю. До-
стоинства следующие: настройка удобная, нет виб-
раций. можно взять короткий кусок дорогого кабе-
ля к усилителю и кабели подлиннее и подешевле от
фильтра к динамикам.
— С Таранов
6
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 7 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 9 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст