ВИТРИНА
се производства „мастеры" этих дисков сразу
переводились на матрицы, которые и постав-
лялись на заводы „Philips/DuPont Optics" и
другие фабрики для последующего тиражиро-
вания.
Естественно, что для эффективного воспро-
изведения этих дисков необходим хороший
проигрыватель, однако изготовить ЦАП с дей-
ствительной 16-битовой точностью намного
проще, чем АЦП. — такой точностью облада-
ют практически все „дельта-сигмы" без аппа-
ратного подмешивания псевдослучайного сиг-
нала, например „Sony Advanced Pulse“, .
.Burr-
Brown PCM 6 7 /6 9 “. заказные PEMDD-
ЦАПы, производимые „Toshiba" для „JVC".
Существуют и мультибитовые матрицы циф-
ро-аналогового преобразования фирмы „UI-
IraAnaiog". например прецизионный РСМ 58
фирмы „Burr-Brown“. Кроме того, в проигры-
вателях „Sony" и производных от них — „So-
ny Swoboda“, „Harman-Kardon“, „Accuphase“
и др, — применена шина SDIF со всеми ее пре-
имуществами перед FS, а в проигрывателях
„JVC“ начиная с „XL-Z1010" и „Z1050" —ее
модификация SDIF 2. усиленная процессором
K2 при устройствах на шине. Несомненными
недостатками проигрывателей „JVC" являют-
ся их выходные каскады с глубокой общей
ООС, но на базе их цифрового тракта можно
получить вполне достойный звук. База име-
ется, и записи тоже есть. Однако за этими за-
писями стоит тяжелый, многомесячный труд
их создателей, таких как Вильям Шни: их счи-
тают сумасшедшими даже в среде производи-
телей „ауднофилыцины“, не говоря уже о по-
писывающих для принсов и Джексонов рядо-
вых студийных работниках. Заказчики, кото-
рых волнуют темпы, предпочитают иметь де-
до как раз с последними, наивно полагая, что
„кудесники" потом все исправят.
.. Среди ме-
тодов „исправительных работ" получила рас-
пространение практика добавления к имею-
щейся записи слабого аналогового шума (по-
английски называемого dither5), наибольшая
плотность которого, как считают, должна быть
в низко- и инфранизкочастотной области, по-
скольку предполагается, что именно басы луч-
ше всего „маскируют" происходящее на сред-
них и высоких частотах. В действительности
этот вроде бы неслышный „розовый" бас соз-
дает у слушателя ощущение „ветра и трубы",
в то время как все нюансы исполнения стано-
вятся малоразборчивыми. Потому основные
инструменты и голоса на таких фонограммах
записываются с неразумным превышением
уровня по отношению ко всему остальному,
что, разумеется, сразу же в целом уменьши-
ло естественность звучания таких записей.
Расслышать тихие звуки контрабаса и даже
перкуссии при прослушивании дисков с под-
мешанным псевдослучайным сигналом стало
сложно,
С другой стороны, при внесении ПП-сигна-
ла „цифровая ершистость" звучания духовых
и вокала не только сохранялась, но еще и ум-
ножалась на „ершистость" звучания самого
низкочастотного шума. ПП-сигнал стал слы-
шен, как виден человек-невидимка, облитый
краской! „Ветер в трубе" задул коряво. Очень
хорошо демонстрируют это явление диски Эт-
1
Автор в дальнейшем и пользовался этим английским
термином, который редакция решила заменить на
русскоязычное соответствие: „подмешиваемый псев-
дослучайный сигнал" (далее — ПП-сигнал) —
РеО.
кинса с Ленни Брю „Standart Brand" („RCA
Special Products". 1994) и самого Эткинса
„Almost Alone" („Sony", 1996). Конечно, во
всех ЦАПах типа „дельта-сигма“ применяет-
ся аппаратное формирование шума, однако
это далеко не всегда влечет за собой невоз-
можность воспроизведения самых тихих, опи-
сываемых младшими битами звуков. Алгорит-
мы формирования шума, примененные в ука-
занных мною выше ЦАПах. достаточно хоро-
шо отработаны и осуществляют перенос ис-
кажений. описываемых младшими, чем 16-й,
битами (все эти ЦАПы оперируют как мини-
мум 17-битовыми „словами“), то есть перенос
в основном продуктов разного рода наводок,
в неслышимую, условно говоря, область. ПП-
сигнал же, по определению, располагается в
слышимой области, „отъедая" жирный кусок
от звукового сигнала на низких уровнях. Все
ЦАПы с аппаратным низкочастотным ПП-сиг-
налом принципиально не могут обеспечить
воспроизведение самых тихих звуков, запи-
санных на хороших компакт-дисках: ПП-сиг-
нал в них выступает в качестве „глушилки",
замещая собой определенную часть самих зву-
коданных. В этом смысле высокочастотный
ПП-сигнал в системе NTT MASH вполне без-
обиден. так как практически не подавляет дру-
гих звуков.
Во второй половине восьмидесятых годов,
когда классическое применение ПП-сигиала
распространилосьболее или менее широко, на
американском рынке аппаратуры hi-fi появи-
лись две новые тенденции, которые, естествен-
но, потребовали поддержки со стороны инду-
стрии звукозаписи.
Общеизвестно, что янки — „нация" авто-
мобильная. Поскольку быт и трудовая дея-
тельность очень многих жителей США, осо-
бенно сельских, неотделимы от ревущих мо-
торов, пристрастия многих тамошних звуко-
техников. проживающих как раз в южных
штатах, неотделимы от „автомобильного" зву-
ка. где при уровне шума около 70 дБ на хоро-
шей дороге (в любимых американцами микро-
автобусах — minivan — шума больше) требу-
ется подъем в области низких частот в соче-
тании с высоким звуковым давлением. Кроме
того, многие американские звукотехники ис-
пытывают ностальгию по временам хиппи, о
чем чуть позже. В восьмидесятые годы мощ-
ные усилители вместе с сабвуферами стали не-
отъемлемой частью бытия американцев, поя-
вились и автомобильные проигрыватели CD.
Громкий „мегабасовый" звук в сочетании с
полной неразборчивостью обертонов и тихих
звуков настолько засел в подсознании просто-
го американца. что и дома многим хотелось бы
слышать подобное. А там снова вошли в моду
ламповые усилители с глубокой общей ООС
и неважного качества выходными трансфор-
маторами. то есть именно такие, которые и
проиграли транзисторной технике в начале 70-
х. „Воссоздатели" исходили из абстрактной
идеи: „вернем звук шестидесятых!". Понима-
ние необходимости борьбы с ООС пришло
чуть позже, а тогда в моду входили сами лам-
пы как таковые, причем процесс этот сдержи-
вался грубым звучанием и проблемами вос-
произведения ВЧ
Вторая тенденция заключалась в том, что
стали разноситьпроигрыватели компакт-дис-
ков па раздельные блоки привода и ЦАПа. Ин-
женеры „Sony" отдавали себе отчет в недо-
статках такого рода компоновки и потому со-
хранили в своем комплекте „CDP-R1A/DAS-
R1
А" преимущества шины SDIF. применив
еще и связь между блоками по протоколу
„Sony Twin Link", а также приветствовали
деятельность Миклоша Свободы, чей основ-
ной постулат был тот. что необходимо отка-
заться от двублочных проигрывателей, так как
существуют трудности в передаче цифрового
звукового сигнала по однолинейному интер-
фейсу. А американцы произвели сотни комби-
наций с однолинейным интерфейсом S/PDIF
и его вариантом AES/EBU. Осмысление не-
достатков однолинейных интерфейсов при-
шло не сразу, причем лишь к тем, кто целена-
правленно боролся за их устранение — как
„Audio Alchemy", предложившая в начале
1995 года „транспорт" с многоканальным вы-
ходом шины PS. Собственные протоколы для
раздельной передачи тактовых и звуковых
данных есть у .
.Linn". „Pink Triangle". „DPA",
однако все эти фирмы — неамериканские. В
начале же 90-х американцы плодили блоки с
интерфейсами S/PDIF и AES/EBU
Разумеется, „игра в кубики" с неважным
цифровым трактом не замедлила сказаться на
общем качестве звучания записей, надо было
что-то делать как с плохим воспроизведени-
ем ВЧ. так и с новым огрублением цифровых
записей при их воспроизведении на „куби-
ках". и американцы не придумали ничего луч-
шего. как снова взяться за подгонку звучания
фонограмм под производимую в США аппа-
ратуру. Они решили не только вводить в за-
пись низкочастотный шум. но и подкреплять
его предварительной записью с подъемом на
низких частотах. В результате низкочастот-
ные шумы в студиях, продукты фона в сети
переменного тока частотой 60 Гии прочие шу-
мы, усиливаясь, соединялись с ПП-сигналом,
уровень которого в инфразвуковой области ре-
шено было увеличить в ряде случаев до уров-
ня большего, чем у самих исполнителей. Все
вместе это вылилось в форменный беспредел,
направленный против классических методик
применения ПП-сигнала. Попытка соединить
достоинства „цифры" и „аналога" обернулась
соединением всех изъянов обоих. Единствен-
ным сколько-нибудь существенным достоин-
ством современного цифрового формата бы-
ло отсутствие явных шумов — все остальное
в нем, мягко говоря, антимузыкально. Любой
шум в цифровых системах подвергается той
же экзекуции, что и всякий другой звук, иска-
жения шума и звука приводят к полной дегра-
дации звучания.
Лозунг „старый звук на новом носителе"
лишний раз продемонстрировал, что крае-
угольным камнем американской культуры яв-
ляется эрзац. Псевдоаналоговая звуковая ка-
ша оказалась несъедобной: при некорректной
передаче традиционные фонограммы без ПП-
шума все же обеспечивали воспроизведение
тихих звуков, а в „ультрапсевдоаналоговых"
фонограммах они были полностью подавлены.
В итоге хор „басов" и „баритонов" в амери-
канских записях стал походить на вой ветра в
пустом трубопроводе.
Американцы обожают ламповые гитарные
„комбики” шестидесятых с глубокой общей
ООС. Вспомните Хендрикса — едва ли мож-
но разобрать звучание басовых струн его ги-
тары в царстве „овердрайвного" мегабаса Не-
обходимо отметить, что Нопфлер. Эткинс,
Хендрикс, как и Энгельс с Марксом. — не
один человек, а разные лица, а Слава КПСС —
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
77
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст