ВИТРИНА
М етоды реш ения проблем соврем енного 16-
битового ф орм ата циф ровой записи звука со-
мнительны . Л ю бопы тно, что — при всем не-
соверш ен стве этого ф орм ата — больш инство
отвратительны х на слух изделий явл яется все
ж е прямы м порож ден и ем безобразного отн о-
ш ения к звуку со стороны производителей ф о-
нограмм и ди сков; кач ество последних, как
правило, д а ж е не п ри бл и ж ается к возм ож н о-
му в рам ках данн ого ф орм ата. Т енденции в
разви тии техн ологи й , призванны х улучш и ть
качество звука на конечном этап е его в оспро-
изведения, противополож ны простому соблю -
дению культуры записи ф онограмм и прои з-
водства дисков, то есть сводятся к работе над
уж е записанны м звуком , а отню дь не к попы т-
кам хорош о его зап и сать. Такой подход, л ег-
ко объясним ы й с идеологических позиций, с
точки зрен и я ры нка труда и повсем естной н а-
учной практики ещ е со врем ен алхим ии, едва
ли сп особствует получению хорош его звука;
с другой стороны , п адени е культуры п отреб-
л ен и я в таки х усл ови ях стан ови тся н еи зб еж -
ным. При этом методика „лечен и я" плохих з а -
писей н апом инает попы тку удален ия со р и н -
ки из глаза путем удара по нем у бревном .
..
H D C D и другие методы к о м п р есси и 1
при
зву ко зап и си — не что и ное, как вен ец той
длинной цепи б езоб рази й , истоки которой —
в сам ом п роц ессе создани я записи.
В се н ач ал ось с н едостатков блоков ан а л о -
го-цифрового п реобразован и я Ф акты , о т р а -
ж енны е в специальной л и тер ату р е, такой как
..B urr-Brow n 1C D ata B ook", говорят о том. что
сущ ествую щ ие А Ц П на основе рези стивны х
м атриц не обеспечиваю т корректной оциф ров-
ки в рам ках выходного ф орм ата А Ц П . Т ак. со-
гласно оф ициальны м сп еци ф и кац и ям „B urr-
B ro w n ". А Ц П с вы ходом в ф орм ате 18 бит
обесп ечи ваю т л и ш ь 14-битовую точн ость. И з
всех ныне производимых фирмой устройств 16-
битовую точность обеспечивает лиш ь низкобн-
товый „дельта-си гм а"-п реобразователь РС М
1760. chipset- с выходом в ф орм ате 20 бит.
В о тсутстви е готовы х вы сококачественны х
приборов некоторы е студии вы нуж дены з а -
казы вать оборудован и е на сторон е, третьим
лицам , которы е на о сн ове сущ ествую щ и х р е-
1
Точнее. HDCD
— это многократная компрессия-
декомпрессия. иначе говоря, измывательство над
звуком
и
слушателями. Как разъяснил мне Эд Бнк-
нелл (управляющим
делами Марка Нопфлера с 1978
года), процесс производства HDCD-матрицы
подра-
зумевает неоднократное возвращение звука в кодер
с обратным
переводом
из 16-битового формата в 20-
ил
н
24-битовый. Таким
образом, подготовка HDCD-
мастера происходит не в реальном
времени.
- Набор микросхем, в даннном
случае состоящий из
блока субдискретизацин и
самого АЦП
.
ко м ен д ац и й с а м о с т о я т е л ь н о ком б и н и р у ю т
разли чн ы е у строй ства: нап ри м ер, прец и зи он -
ный А Ц П „B urr-B row n ED C 701 ” — с р азн ы -
ми сх е м а м и с у б д и с к р е т и за ц и и . П ри этом
„E D C 701 “ и м еет вы ход в ф орм ате 16 бит. Р у -
ководители других студий вполне довольны су-
щ ествую щ им оборудован и ем и не задум ы ва-
ю тся над звучан и ем своих ф он ограм м , почи-
вая на л аврах в своих надувны х бассейн ах где-
нибудь в краю М и кки М ау с а.
.. Когда кто-то
н акон ец ук азы вает им на возм ож н ы е труд но-
сти со спросом , п оскольку их п родукция н е-
удобовари м а д а ж е для ш ироких сл у ш ат ел ь-
ски х м асс, эти лю ди п оручаю т работу н а д з в у -
ком первом у п оп авш ем уся „куд есн и ку", так
как необходим ость дум ать сам остоятельн о я в -
л я е тс я д л я них катастроф ой всей ж и зн и .
Т ак и е м ан еры даю т, н ап ри м ер, о б с л у ж и -
ваю щ ем у п ерсоналу студий н еогран и ченн ы е
права по п ередаче р езу л ьтато в тво р ч ества з а -
казчиков по телеф он у, с прим енением сж ати я
по протоколу „D olby А С -2" (1:6). П отом и зда-
тел ь зап росто п ереводи т м астер-л ен ту подо-
печного на ви деокассету при помощ и п ри став-
ки „S ony РС М 1630" и в таком виде о тп р а в л я -
ет на п редп ри яти е по ш там повке ди сков. П ри
этом вы сококач ественн ы й ан алоговы й „м ас-
тер" идет не в архи в, а на пом ойку, что исклю -
ч а ет во зм ож н ость дальн ей ш его п ереиздани я
в б олее прием лем ом виде. О собен н о это п рак-
ти кует ан гл и йская ф ирм а „Е М І". навсегда по-
т е р я в ш а я о р и г и н а л ь н ы е „ м а с т е р ы " .
.P in k
F loyd". К эйт Буш и м ногих других („ Е М Г . в
отли чи е от „В В С ", п оскуп и л ась на архи вы ).
З а в о д по ш т а м п о в к е д и с к о в к о р п о р а ц и и
„Е М І" в С виндоне п росто не п ри м ет к прои з-
водству „м астер" и наче как „об работан ны й "
Р С М 1630. то есть и н аче как в виде кассеты
н е за б в е н н о го ф о р м а та U -m a tic . п о ско л ьку
другие накопители там попросту отсутствую т,
и все. кто хочет грести деньги за свое м узици-
ровани е, охотн о с этим сч и таю тся. О т в е т с т-
венны е ж е продю серы , таки е как Ч ет Э тки н с,
способны е кон троли ровать весь процесс изго-
тов л ен и я и ти р аж и р о в ан и я зап и сей , как со б -
ствен н ы х. так и зап и сей своих подопечны х,
п редоставляю т „м астеры " в виде у ж е готовых
м атри ц, что. с моей точки зр ен и я, ес ть н аи -
л у ч ш ее реш ен и е. П олучив готовы е м атрицы ,
заво д „S o n y ", ск аж ем в А встрии, п ри ступ ает
к ш там повке ди сков Э тки н са, Д и лан а, Д олли
П артон и других без п роволочек и п отерн ка-
чества.
„JV C " в рам ках м етода X R C D 1
п редл агает
в к ач естве н оси теля м агн и тооп ти ч ески е д и с-
ки ф орм ата 5 и 1 / 4 дю йма, исходя из о тсу тст-
вия маш ин д л я ш там повки ком п акт-ди сков у
! См. „АМ" №5(10) 96. с. 69. —
Ред
больш инства мелких и средних мастер-студий.
К роме того, ф и рм а п редлагает на этап е м ас-
тери нга и сп ол ьзовать и н терф ей с д остаточн о
вы сокого у ровн я — SD1F2 с ли нейны м и про-
ц ессорам и циф ровой обработки си гн ал ов К2
при каж дом у стр о й ств е на этой ш ине. (П р е-
и м у щ е с т в о п р о т о к о л а SD 1F (S o n y D ig ita l
In terfac e), д еклари рую щ его раздельную пере-
дачу ц и ф рового звукового си гн ал а разны х ка-
н алов и совм естн ую п ередачу тактовы х си г-
н алов. п еред п ротоколом F S . определяю щ им
передачу звукоданн ы х обоих к ан алов по од-
ной линии при раздельной п ередаче тактовы х
данных, представляется мне очевидным. (О п и -
раю щ иеся на ш ину SD1F2 у строй ства, в кото-
рых д е й с тв у е т м етод X R C D . вклю чаю т в себя
А Ц П „20 bit S u p er C oding", оциф ровы ваю щ ий
входной си гн ал в 20-битовом ф орм ате с при-
м ен ени ем 128-кратн ой п ер ед и ск р ети зац и и .
Э то ж е устрой ство на втором этап е прои зво-
ди т п ересчи ты ван и е данн ы х из 20-битового
ф орм ата в 16-битовый. В се устрой ства уп рав-
л яю тс я едины м тактовы м модулем „JV C Pro
Box 12“ и им ею т раздел ьн ое электроп и тан и е.
С хемы циф ровой обработки сигналов К2 в кон-
верторах-п ри ем н и ках и п ередатчи ках гаран-
тирую т подавление „д ж и ттера” . Зап и сь ведет-
ся на м а гн и т о о п т и ч е с к и й р е к о р д ер „S o n y
Р С М 9 0 0 0 " стои м остью 2 7 - 3 0 ты сяч д о л л а-
ров. П ереведенны й в 16-битовый, сигнал по
ш ине S D IF 2 п оступает на E F M -кодер. ф орм а-
тирую щ ий данн ы е д л я зап и си на м атрицу. Н а
последнем этап е ещ е один проц ессор циф ро-
вой обр аб о тки си гн ал о в К2 п е р е сч и ты в ае т
данн ы е у ж е E F M -ф орм ата, п осле чего они по-
падаю т на ф иолетовы й л а зе р п еч атн ой м аш и -
ны. Н икакого ф орм ирования или подм еш ива-
ния ш ума не п ри м ен яется. К сож ал ен ию , эта
практика пока не получила долж ного развития.
Т акой р аскл ад, равно как и весьм а и зв р а-
щ енны е вкусы многих зву ко р еж и сс ер о в , при-
вел к том у, что п отеря н ескольких младш их
би тов давн о сч и тае тс я нормой. М ногие всерь-
е з утв ерж д аю т, что н евозм ож н о п роизводить
16-битовы е записи*, однако есть прим еры , го-
ворящ и е об обратн ом : альбом ы М арка Н оп-
ф л е р а .
.T he P rin c e s s B rid e ” . .
.L ast E xit To
B rooklyn" и „M issing.
.. presum ed h av in g a good
tim e " в рам ках его п роекта „T he N o ttin g Hill-
bilies", а та к ж е его зап и сь c „The C h ieftains",
п ереи здан и я ди сков с зап и сям и Ч ета Э ткинса
с Л есом П олом , альбом а .
.Live At T he ВВС",
зап и сан н ого Н оп ф лером с „D ire S tra its", —
все это полноценны е 16-битовые фонограммы,
в них великолепно, аккуратн о записаны тихие
звуки и обертон ы Л ю бопы тно, что в процес-
*
С точностью
оцифровки до I
/4 младшего знача-
щего бита.
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
75
предыдущая страница 76 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 78 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст