А
В
T
О
С
А
Л
О
Все ориентиры, необходимые для локализации источника зву-
ка. подаются нам высокочастотными динамиками и, соответст-
венно, их усилителями, кроссоверами и т, д. Наша способность
локализовать источник звука определяется расстоянием меж-
ду ушами, а также свойствами нашего слуха. На низких часто-
тах размеры ушной раковины незначительны по сравнению с
длиной волны. Что касается различий в звуке, получаемом пра-
вым и левом ухом, то тут мы реагируем только на два параметра
сигнала — амплитуду и фазу. На примере с воздушным шари-
ком мы показали, каким образом давление одинаково меняется
в любой точке внутри машины. Как и муха, наши уши будут ощу-
щать одинаковое давление (амплитуду). Говоря о различиях в
фазе, следует отметить, что расстояние между правым и левым
ухом (15 см) соответствует всего лишь 18* сдвига фазы на часто-
те 100 Гци9° - на частоте 50 Гц. Э го намного ниже нашего по-
рога восприятия.
Если СЧ- и ВЧ-динамики расположены так, чтобы правиль-
но создать иллюзию объемности, то совершенно не имеет зна-
чения, где именно помещаются НЧ-динамики. В нашем мозгу
происходит так называемое временное слияние: если в течение
некоторого времени .длятся два звука, то в восприятии они сли-
ваются в один. Подобный же эффект имеет место, когда звуки
низкой частоты сочетаются со средне- и высокочастотными.
Мозг, таким образом, припишет происхождение низких частот
тому же источнику, что воспроизводит более высокие частоты.
Фактически в очень немногих автомобилях удается переместить
басы и всю звуковую сцену вперед. Увы, в большинстве автомо-
билей этого не происходит. Давайте разберемся, в чем причина.
КРОССОВЕР В САБВУФЕРЕ
В начале мы договорились, что можно и нужно воспроизво-
дить частоты ниже 100 Гц. Если при этом мы будем пользовать-
ся разделительным фильтром с крутизной
6
дБ на октаву, то при
частоте 200 Гц отдача уменьшится примерно на 10 дБ, а при
400 Гц —
на 15 дБ. Фильтр с такой крутизной среза все же про-
пускает на сабвуфер высокие частоты, и в итоге излучение саб-
вуфера попадет в диапазон, где источник излучения будет ло-
кализован слухом. А с этим мы боремся.
Крутизны среза 12 дБ/окт тоже недостаточно, если только
речь не идет о сабвуфере, работающем на очень низких часто-
тах (ниже 50 Гц). Причина та же: в излучении слишком много
легко локализуемых более высоких частот. А вот 18 дБ/окт -
это уже получше.
К сожалению, когда мы имеем дело с фильтром третьего по-
рядка. пассивный разделительный фильтр становится громозд-
ким и непрактичным. Тем более что лучше бы иметь фильтр с
крутизной среза 24 дБ/окт, частотами раздела в диапазоне 80
100 Гц и при этом не пропускающий на усилитель сабвуфера
высокочастотные составляющие.
САБВУФЕР
Предположим, мы полностью исключили попадание высоких
частот на сабвуфер. Однако это еще не значит, что он не будет
их излучать. Искажения, вносимые почти всеми низкочастот-
ными динамиками, на несколько порядков превышают искаже-
ния даже самых плохих усилителей. При выборе сабвуфера ни
в коем случае нельзя забывать об искажениях. Например, если
на динамик подана частота 75 Гц, он при этом будет колебаться
и
на частоте 150 Гц, и на многих других частотах. Эти более вы-
сокие частоты являются гармониками основной частоты 75 Гц,
и величина искажений определяется по отношению амплитуд
гармоник к амплитуде основной частоты. При этом следует пом-
нить, что искажения в значительной степени зависят от тина
корпуса, поскольку он совместно с динам и ком как таковым оп-
ределяет реально излучаемые сабвуфером частоты. Скажем,
корпусы, в которых реализован полосовой акустический фильтр
высокого порядка, в этом смысле имеют совершенно явное
преимущество
они излучают меньше высоких частот.
КОРПУС
Какой бы тип корпуса мы ни выбрали, важно, чтобы он был
изготовлен с должным качеством. Если какая-нибудь деталь
корпуса вибрирует, дребезжит, позвякивает, значит, она излу-
чает локализуемые частоты. Шум в трубе фазоинвертора осо-
бенно неприятен. Плохо продуманная конструкция, в которой
бас резонирует или „бубнит", не поспевая за средне- иди высо-
кочастотными сигналами, благополучно устраняет полезный
эффект временного слияния.
АВТОМОБИЛЬ
Последним в нашем списке идет автомобиль. В определении
местонахождения источника басов немалую роль может играть
модель машины. В маленьком пикапе, к примеру, сабвуфер или
НЧ-динамик негде разместить, кроме как под сиденьем или за
сиденьем. В обоих случаях быстрые перепады давления, созда-
ваемые НЧ-динамнком, немедленно передадутся сначала сиде-
нью, а потом и слушателю. Осязание сразу же возьмет верх над
слухом и погубит иллюзию объемности звука. Представьте, что
мы надавили пальцем на муху, сидящую на воздушном шарике!
Как справиться с этой задачей? Если 300-миллиметровый
НЧ-динамик расположен в 25 см от спины сидящего слушате-
ля, то сделать, пожалуй, ничего нельзя. Легче подобрать авто-
мобиль, который позволит уменьшить механическое воздейст-
вие Н Ч-динамика на слушателя. Иными словами, подобрать ма-
шину побольше, где НЧ-динамик можно установить надоста-
точно далеком расстоянии от человека.
11,
наконец, сам автомобиль не должен дребезжать! Очень ча-
сто задняя полка, на которой укреплен НЧ-динамик, начинает
дребезжать, сводя на нет иллюзию передних басов.
ЗАКЛ Ю ЧЕНИЕ
Итак, если вы всерьез решили добиться звучания басов в пе-
редней части салона вашей машины, вам нужно предпринять
кое-какие усилия, чтобы получить следующее:
— звуковую сцену спереди,
— четкий психоакустический образ,
— кроссовер сабвуфера с большой крутизной среза.
сабвуфер с малыми искажениями,
„глухой“ корпус сабвуфера,
удачное расположение сабвуфера,
подходящий автомобиль.
Успехов!
При содействии фирмы
"TRIA
TEchnologies " опубликовано с офи -
циалыюго разрешения,.Autosound '2000
Tech
Briefs“
, американского
еж
емесячного информационного бюллетеня, издаваемого Ричардом
Кларком и Дэвидом Нзйвоном.
©
Перевод с английского Л. Зиловянский
АУДИО МАГАЗИН
1/1997
73
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст