а
в
т а с а
п
а
Б А С Ы ,
В П Е Р Е
Р и ч а р д К л а р к ,
Дэвид Нэйвон
Что происходит со звуком внутри закрытого автомобиля? Как
добиться эффекта звучания басов в передней части салона? Ис-
пытывая в действии демонстрационные образцы аудиосистем
в самых современных автомобилях, мы пришли к неутешитель-
ному выводу: эти вопросы еще ждут своего решения. В этой ста-
тье мы постараемся по возможности просто рассказать читате-
лям об основных правилах, следуя которым можно получить же-
ланные фронтальные басы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Всем известно, что низкочастотный динамик — вещь доволь-
но громоздкая, поэтому его обычно стараются разместить в зад-
ней части кузова автомобиля. Раз 114-динамик установлен сза-
ди, логично предположить, что и басы будут слышаться оттуда
же. верно?
Неверно
!
Сейчас на дорогах можно встретить несколько марок очень
дорогих автомобилей, в которых НЧ-дина.чики расположены в
передней части кузова. Таким образом конструкторы попыта-
лись переместить басы и звуковую сцену в целом вперед. Жаль,
что им не удалось ознакомиться с этой статьей до того, как они
принялись снимать радиаторы, свинчивать кондиционеры п пе-
репаивать предохранители. Совершенно не обязательно пере-
таскивать НЧ-динамик в переднюю часть автомобиля, чтобы ус-
лышать звучание басов спереди. Читаем дальше.
КРАТКИЙ О БЗОР
Когда источник звука
высокочастотный динамик, его ме-
стоположение на слух можно определить с точностью до не-
скольких градусов. Если, например, в машине работает всего
одна купольная .
.пищалка" диаметром 25 мм. излучающая в диа-
пазоне частот от .3
500 до 15 000 Гц, можно с легкостью опреде-
лить, где именно она находится. Если эта „пищалка" располо-
жена под зеркалом заднего вида, наши уши и мозг безошибочно
угадают, что звук доносится именно оттуда. Если „пищалка“
вмонтирована в заднюю полку большого четырехдверного ав-
томобиля, локализация источника звука тоже будет совершен-
но очевидна.
Теперь рассмотрим 100-миллнметровый среднечастотный ди-
намик. Такой динамик предназначен для воспроизведения му-
зыкальных программ в диапазоне примерно от 400 до 3 500 Гц.
11
в этом случае слушатель без труда определит местоположе-
ние источника звука, в какой бы части машины тот ни находил-
ся. Когда звук излучается единственным источником, будь то
высоко- или среднечастотный динамик, определить, где он на-
ходится, легче легкого. Только если мы имеем дело с подобран-
ной парой динамиков, излучающих в примерно одинаковом диа-
пазоне частот и расположенных на равном расстоянии от слу-
шателя, наша способность обнаруживать источник звука может
нас подвести. В этом случае источник высоко- и среднечастот-
ных звуков кажется расположенным где-то в пространстве ме-
жду двумя динамиками.
НИЖЕ 10« ГЦ
Ситуация меняется, когда мы устанавливаем в машине НЧ-
динамик или сабвуфер. С появлением низких частот длина зву-
ковой волны начинает превосходить физические размеры ав-
томобиля. Звук распространяется со скоростью около 340 м/с,
поэтому при частоте 1100 Гц длина волны составляет около
31 см. Соответственно, при частоте 110 Гц она будет равняться
310 см. Поскольку размер салона автомобиля и в длину, н в ши-
рину редко бывает больше трех метров, определить источник
звука при частотах ниже 110 Гц будет по меньшей мере затруд-
нительно. Пару лет назад некоторые „специалисты“ в области
автомобильной звукотехники заявляли, что настоящие басы
внутри машины невозможно получить в принципе. Раз, дескать,
полную длину волны в салоне воспроизвести нельзя, то и ника-
ких басов ниже 100 Гцслышно не будет.
Чтобы доказать несостоятельность этих утверждений, доста-
точно прослушать низкочастотный контрольный сигнал через
наушники. Поскольку наибольшее расстояние между динами-
ком головного телефона и ухом едва ли превышает доли дюй-
ма, упомянутые „специалисты" должны были бы услышать толь-
ко высокие частоты. Ошибочность такой точки зрения очевидна.
И в наушниках, и внутри автомобиля с низкими частотами
дело обстоит одинаково. Басы зависят не столько от длины вол-
ны. сколько от изменений звукового давления. Это означает, что
басы не будут отражаться от окон, что их нельзя сфокусировать и
что они распространяются более сложным путем, чем кажется.
Чтобы яснее понять этот феномен, попробуем представить
себе салон автомобиля в виде воздушного шарика. Предполо-
жим. что на наш шар уселась муха. Если нажать пальцем на шар,
муха почувствует изменение давления. Важно ли, где именно
мы нажмем на шар? Конечно, нет. Важно ли, где именно сидит
муха? Абсолютно не важно. Что будет, если нажать на шар дву-
мя пальцами? Давление возрастет, и муха тотчас же улетит. А
если бы цокотуха летала внутри шара? Зависело бы что-нибудь
от того, в какой точке она находится? Разумеется, нет
давле-
ние везде остается одинаковым.
Два 300-миллиметровых НЧ-динамика дадут в два раза боль-
ше басов, чем один 300-мнл.ш,метровый НЧ-динамик, посколь-
ку они будут качать в два раза больше воздуха. Появятся
большие перепады давления
низкочастотннки будут работать
как поршни. Перепады давления, создаваемые каждым 300-мил-
лиметровым НЧ-динамиком, дополняют друг друга, усиливая
басы. Таким образом, на частотах ниже 100 Гц НЧ-динамики ра-
ботают как большие воздушные поршни.
ТИПИЧН ЫЕ ПРОБЛ ЕМ Ы
Желая смоделировать звуковую сцену внутри машины, мы
пытаемся создать психоакустическую иллюзию. Стереообраз,
возникающий перед нашим мысленным взором, на самом деле
можно формировать, меняя расстояние до правого и левого ди-
намиков и соотношение амплитуд левого и правого каналов.
72
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 73 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 75 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст