МУЗЫКА
тельно способна полноценно передавать эмоциональное содержание
музыки.
Если же вы услышали только блестящих, но холодных виртуозов,
то попробуйте, не теряя времени, прослушать тестовые записи с дру-
гими аудиокомпонентами, прежде всего с другим блоком ЦАП и уси-
лителем мощности. Если же это не поможет, еще раз проверьте себя
на музыкальную восприимчивость и сделайте соответствующие вы-
воды .
3.
Доверяете ли вы сложившемуся у вас мнению относительно ху-
дожественных достоинств записанной на „Тест-СО 1" музыки в испол-
нении старых мастеров? Если эти достоинства (или даже недостатки)
для вас
несомненны,
если у вас не возникает желания подкрепить свое
мнение с помощью опроса друзей или чтения соответствующей лите-
ратуры, то, значит, тестируемая аппаратура полноценно передает эмо-
циональное содержание музыки.
Следующее, что вам нужно сделать, — попытаться определить
точ-
ность
передачи через тестируемую аппаратуру эмоционального содер-
жания музыки.
В эту оценку входит субъективное определение эмоциональных ис-
кажений и эмоционального окрашивания.
Примером привносимых аудиоаппаратурой и воспринимаемых слу-
шателем
эмоциональных искажений
является изменение интонации
в звучании человеческого голоса или скрипки в результате непредска-
зуемой локальной детонации звука, вызванной, например, проскаль-
зыванием ленты в магнитофоне или раскачиванием звукоснимателя
при воспроизведении покоробленной грампластинки, а также в резуль-
тате тепловых искажений в транзисторных усилителях с глубокой от-
рицательной обратной связью36. Похожие, но еще более неприемле-
мые эмоциональные искажения лежат на совести ЦАПов проигрыва-
телей компакт-дисков — они возникают в результате уже описанного
мною эффекта неожиданного для слушателя разрушения характера
звукоизвлечения и других тонких элементов музыки. Существуют и
другие, но уже загадочные причины этих явлений.
Эмоциональное окрашивание.
Иногда в процессе прослушивания
вне зависимости от
тонального баланса
аудиоаппаратуры звучание
всех записей тяготеет к передаче определенного эмоционального со-
стояния. Сразу замечу, что такое тяготение не отмечается при прослу-
шивании акустических звукозаписей через граммофон. Про звучание,
эмоционально окрашенное аудиоаппаратурой, можно сказать пример-
но так: „звучит тонко — грубо, сладко — резко, жизнерадостно —
мрачно, мужественно — женственно, тепло — холодно, искренне —
эмоционально фальшиво, скорбно, агрессивно,
энергично,
сексуаль-
но и т. п.".
В небольших дозах эмоциональная окраска звучания аудиоаппара-
туры воспринимается слушателем как ее индивидуальный почерк. Не-
которые фирмы даже культивируют такой почерк аппаратуры. Тем бо-
лее что легкое окрашивание не раздражает, так как психика человека
способна в небольших пределах вносить в звучание субъективную кор-
рекцию, аналогично тому как мы мысленно корректируем суждения
собеседника, который находится в состоянии эмоционального возбу-
ждения. Напротив, эмоциональные искажения из-за их непрогнози-
руемого характера не поддаются субъективной коррекции, поэтому они
так неприятны для слушателя. Их действие по силе можно сравнить с
эффектом дохлой кошки37.
Завершая анализ своих внутренних ощущений от передачи через
аудиоаппаратуру эмоционального содержания музыки, вам следует со-
средоточить внимание на самом сложном:
1) на ощущении целесообразности взаимодействия всех, в том чис-
ле тончайших, элементов звучания в процессе исполнения всего му-
зыкального произведения. Наилучшим результатом можно считать во-
зникающее после прослушивания ощущение, что
целое музыкальное
произведение больше, чем сумма его частей.
Неполнота и неточность
передачи эмоционального содержания воспроизводимой музыки, и
прежде всего его эстетической организованности, проявляется в том.
что исчезает ощущение цельности музыкального произведения. Его
восприятие становится фрагментарным, либо внимание слушателя
смещается в сторону отдельных признаков звучания, таких как штри-
хи, соотношения в темпе исполнения, динамике и т. п.;
2) на
ощущении связанности во времени всех элементов звуча-
ния музыкального произведения, на его неразрывности даже в пау-
зах.
Если у слушателя отсутствует такое ощущение, это свидетельст-
вует о существенных потерях эстетической организованности эмоцио-
36 См.: Л.
М.Лихницкий.
Причины слышимых различий в качестве звукопере-
дачи усилителей звуковой частоты. — „Техника кино и телевидения". 1987,
№ 6, с. 10-17 (там же — про амплитудно-фазовую конверсию).
Данный эффект возникает, когда, гуляя на свежем воздухе, вы случайно чув-
ствуете доносящийся из кустов едва уловимый запах дохлой кошки: многие
крупные ученые полагают, что ваша прогулка будет испорчена.
нального содержания музыки при передаче его через аудиоаппарату-
ру. Причиной разрывов в „пластическом" слушании музыки могут
быть, например, описанные мною эмоциональные искажения и иска-
жения натуральности тембров музыки.
Оценка итоговых эмоций
Легче всего организаторам экспертизы настроить участников про-
слушивания на оценку их итоговых эмоций: вовлеченности в прослу-
шивание музыки и вызываемого ею наслаждения.
Хотя эти эмоции и понимаются всеми музыкально восприимчивы-
ми слушателями примерно одинаково, их абсолютные количествен-
ные оценки крайне неустойчивы. Помимо класса музыкального испол-
нения, музыкальной восприимчивости и музыкального менталитета,
а также доминантных установок, на силу итоговых эмоций слушателя
влияют трудно контролируемые факторы, например утомление, раз-
бросанность внимания и т. п. Поэтому итоговые эмоции малого числа
экспертов можно использовать только при сравнительных оценках ап-
паратуры.
К сожалению, влияние плохо контролируемых факторов на резуль-
тат измерений человечество умеет исключать только с помощью ста-
тистики Чтобы получить абсолютную оценку ожидаемой вовлечен-
ности и наслаждения от прослушивания музыки через конкретную ау-
диоаппаратуру. необходимо провести достаточно трудоемкие экспе-
рименты. в которых должно усредняться большое число оценок, сде-
ланных при одних и тех же условиях в разное время разными экспер-
тами.
Оценка косвенных проявлений
Одним из самых эффективных приемов интроспекции является ана-
лиз косвенных проявлений восприятия слушателем тонкой музыкаль-
ной реальности. Косвенные проявления восприятия могут не осозна-
ваться слушателем и поэтому не блокируются неправильными уста-
новками на доминанту.
В процессе восприятия музыки обнаруживается много таких кос-
венных проявлений. Остановлюсь на слуховых иллюзиях. Слуховые
иллюзии — это видоизменение проецируемой в сознание грубой зву-
ковой реальности под влиянием взаимодействующей с подсознанием
тонкой реальности музыки.
Музыкально восприимчивый слушатель может рассматривать свои
слуховые иллюзии, возникающие во время экспертизы, как достаточ-
но надежный критерий передачи эмоционального содержания музы-
ки, ее энергичности и богатства тембров.
Привожу основные виды иллюзий, выявленные мною в процессе
пробных экспертиз качества звучания с использованием звукозапи-
сей великих исполнителей прошлого, включенных в разработанный
нами „Тест-СО I “ :
а) при полноценной передаче через аудиоаппаратуру музыкальных
эмоций на субъективном уровне происходит освобождение музыки от
сопровождающего запись шума (он как бы уходит в зону „бокового зре-
ния"). На самом деле этот шум. как грубая реальность, не исчезает, а
просто отделяется в нашем восприятии от тонкой реальности музыки
и поэтому перестает беспокоить. При прослушивании той же записи
через обычную аудиоаппаратуру шум смешивается с музыкой, поэто-
му возникает знакомое тем. кто слушал плохо отреставрированные ста-
рые записи, ощущение, что из-за сопровождающего их шума очень мно-
гое в них теряется:
б) при хорошей передаче через аудиоаппаратуру
энергичноети
ис-
полнения у слушателя в процессе воспроизведения записи возникает
слегка необычное ощущение яркого контраста между „живым" и
„мертвым". Живое — это записанная музыка, мертвое — это сопро-
вождающие запись шум, помехи, искажения. При воспроизведении той
же записи на обычной аудиоаппаратуре ощущение описанного мною
контраста заметно ослабляется или вовсе исчезает:
в) при точной передаче через аудиоаппаратуру характера звукоиз-
влечения человеческих голосов, музыкальных инструментов и т. п. ис-
чезает ощущение ограниченности полосы частот даже в старой запи-
си.
Тембры приобретают утраченное богатство, насыщенность и телес-
ность. а голоса певцов, записанные почти сто лет назад, переносятся
из прошлого в настоящее, то есть звучат рядом с вами, вызывая уди-
вительный эффект присутствия живых исполнителей буквально ря-
дом с вами. На обычной аудиоаппаратуре даже с полосой 1
МГц те же
голоса звучат бедно по тембру, доносясь из далекого прошлого, как
голоса духов, вызванных на спиритическом сеансе.
Подробно о субъективных особенностях восприятия каждой запи-
си из тестового диска „Тест-СО I " читайте в описании к этому диску.
©
А.Лихницкий
68
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 69 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 71 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст