Аналоговые причины. К ним в первую очередь можно отнести пе-
рестройку фазовой структуры музыкального сигнала в аналоговых
электрических цепях аудиоаппаратуры и, как следствие, изменение
(искажение) характера развития сигнала во времени. Искажения эти
принято называть
фазовыми.
В простейшем случае они
ст ационар-
ны.
Это значит, что фазовая характеристика аудиокомпонентов не из-
меняется со временем. Стационарность фазовой характеристики об-
легчает нашему мозгу задачу вырабатывать субъективную коррекцию
этих искажений, то есть адаптироваться к ним. поэтому фазовые ис-
кажения хотя и уменьшают ощущаемое богатство тембров и снижают
их натуральность, тем не менее не воспринимаются как катастрофи-
ческие.
Цифровые причины . В первую очередь их следует искать в пре-
образователях аналогового музыкального сигнала в цифровую форму
и обратно, то есть в АЦП и ЦАПах. Чаще всего это нелинейные иска-
жения, наблюдаемые при прохождении мгновенных значений музы-
кального сигнала через „зону нуля" в процессе его преобразования из
цифровой в аналоговую форму. Искажения эти субъективно очень по-
хожи на искажения перехода сигнала через ноль (неистребимые в тран-
зисторных усилителях класса В), однако имеются и отличия, которые,
как оказалось, при восприятии музыки влекут более неприятные по-
следствия. Дело в том. что величина этих искажений и момент их по-
явления. скажем в проигрывателях компакт-дисков, случайны, так как
зависят от непрогнозируемой задержки отсчета дискретной выборки,
несущего информацию о начале фронта первой волны музыкального
сигнала, относительно фактического начала этого сигнала.
Если к случайному характеру этого запаздывания добавить дрожа-
ние фазы тактовых импульсов („джиттер") и невысокую точность (осо-
бенно в недорогих проигрывателях) преобразования „цифры“ в „ана-
лог", прежде всего при малых уровнях сигнала, а также неточную кор-
рекцию кодовых ошибок в процессе
т м аскирования,
то нетрудно со-
гласиться с тем. что величина и время возникновения этих искаже-
ний непредсказуемы для слушателя. Субъективно они воспринимают-
ся как точечные (во времени)
кат аст роф ические
разрушения музы-
кального сигнала, в первую очередь в зоне атаки звуков и их члене-
ния. Непрогнозируемый характер этих искажений исключает возмож-
ность
динамической адапт ации
к ним35 . И, хотя эти искажения хо-
рошо маскируются, то есть на уровне сознания слушателем не воспри-
нимаются, они утомляют его, удерживая в состоянии, похожем на
стресс, а главное, отвлекают от сосредоточенного и непрерывного вос-
приятия музыки.
Итак, с цифровыми причинами следует связывать ощущение дис-
комфорта от звучания и явной ненатуральности(синтетичности)тем-
бров.
Создавая „Тест-СО 1", мы потратили немало усилий на то, чтобы
свести к минимуму вызванные цифровыми причинами искажения в за-
писи. В конце концов из-за этого нам дважды пришлось переписывать
мастер-ленту тестового диска.
Теперь, если вы доверились нашему „Тест-СО Г', а ваш проигрыва-
тель компакт-дисков выдержал испытание на натуральность переда-
чи тембров голосов, певцов и музыкальных инструментов, то можете
приступить к оценке
полноты
передачи через аудиоаппаратуру эмо-
ционального содержания музыки. Поскольку оценка звучания по это-
му показателю требует от вас восприятия в объеме всего музыкально-
го произведения, к тому же в основном на подсознательном уровне, то
датьпрнмой ответ, насколько полно аппаратура передает эмоциональ-
ное содержание музыки, будет задачей не из простых. Разобраться вам
поможет только углубленный психологический анализ своих ощуще-
ний при прослушивании музыки. Для этого предлагаю следующие, ка-
залось бы, отвлеченные вопросы:
I Испытали ли вы интерес к воспроизводимым с помощью тести-
руемой аппаратуры „старым" звукозаписям, которые включены в
„Тест-СО 1". или при их прослушивании вас одолело чувство однооб-
разия и скуки?
Возникший у вас интерес к прослушанным записям свидетельству-
ет об удовлетворительной
ясности
передачи через тестируемую ап-
паратуру как интеллектуального, так и эмоционального содержания
музыки.
2. Какое соотношение между виртуозностью исполнения и богатст-
вом выражаемых исполнителем чувств, по вашему мнению, сущест-
вует в предложенных записях старых мастеров?
Есди при прослушивании вас поразила вдохновенность исполнения,
а техническое мастерство в вашем представлении осталось средством
выражения этого вдохновения, то тестируемая аппаратура действи-
11
См.:
Г. А. Суворов. А. М. Лихницкий.
Импульсный шум.
.. с. 170-176.
" ‘ Л И
HI-FI, HI-END КОМ ПОНЕНТЫ
С
При по куп ке а у д и о а п п а р а т ур ы м н о ги е
глу б о к о ош ибаю т ся, п о ла га я, что
д ей ст ви т ельн о п о куп а ю т H i-fi.
Мы хот им , чт обы вы поняли-, сущ ест вует
о гр о м н а я р а зн и ц а м еж ду апп а р а т ур о й
м а с с о в о й и наст оящ ей.
О ф и ц и а л ь н ы й д и л е р
АМС • Aiwa • Aura • Adyton • Arcam
Audio No^e • Alpine • Apo lo • B&W
Castle • Classe Audio • Clarion
Conrad-Johnson • Densen • EAD
Epos» Exposure • Golden Тще • KEF
tjjjjp • Mirage • Micromega
Mordaunt Short • Musical Fidelity
NAD • Nakamichi • Onkyo • Quad
Rotel • Target • TEAC • Wharfedale
Wilson Audio
Д в е к о м н а т ы п р о с л у ш и в а н и я
К о н с у л ь тац и и с п е ц и а л и с т а
Г ар ан ти я на в с ю а п п а р а т у р у
П о л н о е с е р в и с н о е о б с л у ж и в а н и е
Д о м а ш н и й к и н о т е а т р : п о л н о ц е н н а я
д е м о н с т р а ц и я с в и д е о к а с с е т и л и
л а з е р в и д е о
П р о д а ж а р а з н о о б р а з н о й Hi-Fi и High End
э к зо т и к и на к о м и с с и о н н о й о с н о в е .
В о з м о ж н о с т ь п о д о б р а т ь к о м п л е к т Hi-Fi
а п п а р а т у р ы з а $1 0 0 0 - $ 1 5 0 0 , а т а к ж е
д о р о г о с т о я щ у ю а п п а р а т у р у к л а с с а High End
Литейный проспект
ф
с
о
о
§
а
fi
о
со
Ф
а:
HIFI
д. 30
S
о.
ч
ф
3
О
а
со
О
а
*
S
ул. Маяковского £
>
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
Магазин HI-FI» Санкт-Петербург, Литейный пр., 30.
Тел.: (812) 325-3085, факс: (812) 325-0915
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст