МУЗЫКА
менных срезов- Назовем спроецированную в сознание реальность гру-
бой. Каждый временной срез этой реальности, а они сменяют друг дру-
га, почти как в кино, с частотой около 24 .
.кадров" в секунду, вытесня-
ет из сознания предыдущий21
*
23 24
. Иначе говоря, то, что произошло совсем
недавно, в течение секунд меркнет в сознании-’3. Из-за этого грубая
реальность, если не поглядывать на часы, запечатлевается сознанием
как бы вне связи со временем. Скажем, в привычном нам трехмерном
пространстве зрительного восприятия грубую реальность можно рас-
сматривать лишь как перемещающийся след этой реальности. Четвер-
тое измерение пространства — время25 *
— никто, кроме породившего
его своим воображением Эйнштейна, никогда не мог себе представить.
Устойчивое отражение в сознании грубой реальности в процессе ее
изменения во времени иногда наблюдается, но только в тех случаях,
когда в следующих друг за другом событиях внешнего мира субъект
угадывает определенную закономерность или порядок, то есть когда
вступает в действие упомянутый мною механизм вероятностного про-
гнозирования. Это положение легко проверить, если начать смотреть
фильм, все кадры которого взяты из разных кинолент. Для зрителя в
таком фильме все будет непредсказуемо, поэтому, кроме пульсирую-
щих вспышек на экране, он ничего не сможет увидеть, точнее, не смо-
жет осознать увиденное.
Восприятие улавливаемых нашими органами чувств слабых изме-
нений внешней реальности во времени начинается в подсознании®.
Назовем воспринимаемые на уровне подсознания (на чувственном
уровне) изменения реальности
тонкой
реальностью. Например, че-
ловек вам улыбается. Улыбка, спроецированная в сознание. — это гру-
бая реальность. Тонкая реальность — то. что вы чувствуете со сторо-
ны этого человека недоброжелательность Вы не осознаете этого, но
ваше суждение основано на том. что улыбка этого человека изменяет-
ся во времени. Обратите внимание, что по фотографии улыбающегося
человека никогда нельзя судить, как он относится к фотографу. В вос-
принимаемой нами музыке грубая реальность — это ее интеллекту-
альное содержание, тонкой же реальностью оказываются для нас ин-
тонация. оттенки ритма, динамические оттенки. Важно, что главной
координатой тонкой реальности в музыке является время.
Жизнь, как и любое искусство, является для нас носителем грубой
и тонкой реальности, подтверждая тем самым так и оставшуюся таин-
ственной связь пространства и времени. Даже такое, казалось бы. ста-
тичное искусство, как живопись, несет в себе все признаки тонкой ре-
альности. Действительно, что отличает хорошую картину от хорошей
фотографии? Фотография — документ, в котором отражается один мо-
мент жизни. Хорошая же картина обязательно „живет", вернее, соз-
дает иллюзию непрерывно протекающей в ней жизни.
Конечным продуктом взаимодействия тонкой реальности с подсоз-
нанием является
новая реальность,
которая представляет собой ка-
ким-то образом
интерпретированные
нами неясные ощущения, чув-
ства. эмоции. Чтобы сохранить в памяти новую реальность как про-
цесс, мозг человека синхронизирует ее с вероятностно прогнозируе-
мой и потому получившей временное измерение грубой реальностью.
В музыке роль грубой реальности выполняет прежде всего ритм.
Грубую реальность музыки сознание человека легко разделяет на
компоненты. Простейшие из них — это громкость, высота, тембр. Ощу-
щения. обусловленные перечисленными компонентами звука, психо-
физики смогли однозначно связать с его физическими параметрами27.
В первую очередь они научились определять различительные способ-
ности слуха человека. Это. конечно, способность различать громкость,
высоту и тембр звука и т. п.
Поразительную способность слуха к различению звуков звукоин-
женеры сразу положили в основу методов субъективной экспертизы
21 Вытесненный срез реальности, как оказалось, не исчезает, а сохраняется в
подсознании человека. Это явление подтверждается тем. что на зрителей без
участия их сознания действует реклама, включенная в киносюжет в виде оди-
ночных кадров.
■'
В определенные моменты, чаще всего связанные с сильным эмоциональным
потрясением, сознание человека может зафиксировать грубую реальность как
фотоснимок и долго сохранять се в памяти Можно назвать это явление .
.эффект
стоп-кадра".
й „Время представляет собой понятие, которое, подобно ценности монеты,
связано с восприятием только посредством процессов умозаключения“. См.:
Г. Вудроу.
Восприятие времени. — В сб.: Экспериментальная психология. Т. 2,
с. 874
24 Способность человека к подсознательному восприятию едва уловимых орга-
нами чувств проявлений внешней реальности экспериментально подтверждена
и получила название субсенсорной чувствительности. См.: Г.
В. Гершуни.
Изу-
чение субсенсорных реакций при деятельности органов чувств. — Физиоло-
гический журнал СССР Т 33. вып. 4. 1947. с. 393-401
См
Э.
Цеиккер. Р Фельдкеллер.
Ухо как приемник информации. М.
.
„Связь”. 1971
качества звучания аудиоаппаратуры. Именное ориентацией на эту спо-
собность были разработаны классические методы экспертизы, такие
к а к А /В и А /В /Х .
Приоритет, отданный различительной способности слуха
при проведении подобных экспертиз, по-моему, главное заблу-
ждение, которое и до сих пор продолжает господствовать в этой
области.
Недостатки основанного на
различении
подхода к экспертизе каче-
ства звучания следующие.
Во-первых, эксперт, настроенный на различение отдельных звуков,
неспособен это делать, когда приходится сравнивать сразу много эле-
ментов музыкального произведения. Дело в том. что различение опи-
рается на кратковременную слуховую память слушателя, и способ-
ность к различению проявляется только когда делаются быстрые со-
поставления мало изменяющихся во времени и не очень длинных зву-
ков. Быстрые изменения в музыке резко снижают различительную спо-
собность.
Во-вторых, отсутствие грани между эстетически допустимыми и не-
допустимыми различиями в звучании провоцирует эксперта на пре-
увеличение не всегда важных для восприятия музыки отличий. Напри-
мер, тренированный слушатель может услышать различие между АЧХ
сравниваемых аппаратов в 0.1 дБ28 *
*
, однако насколько такое различие
важно в действительности? Ведь даже нескольких децибел в спектре
звучания, скажем, оркестра, воспринимаемого с разных мест в кон-
цертном зале, тот же слушатель не заметит
В-третьих, при быстром сравнении аудиоаппаратуры слушатель не
успевает обрабатывать различия в тонкой музыкальной реальности на
уровне своего восприятия. Много раз приходилось убеждаться, что
аппараты, имеющие одинаковые АЧХ и малые гармонические искаже-
ния. при подобном способе сравнения кажутся звучащими одинако-
во.
Более правилен экспертный подход, основанный не на различении,
а на
восприятии.
Хотя результаты различения и имеют непосредст-
венный выход в сознание, тем не менее различение является самой
примитивной формой реакции нашего мозга, причем реакции только
на грубую реальность. Ученые такую реакцию считают перифериче-
ской. тогда как восприятие они рассматривают как конечный продукт
постепенного преобразования поступающей к нам из внешнего мира
сенсорной информации21
’. Главное, что этот конечный продукт пред-
ставляет собой проекцию в сознание грубой реальности и одновремен-
но эмоционального отклика подсознания на тонкую реальность, при-
нявшего форму интерпретации.
Хотя любой экспертный подход предполагает сравнение образца с
эталоном, тем не менее только сравнение на уровне восприятия, а не
на уровне различения можно считать адекватным целям аудиоэкспер-
тизы. Проблемой же экспертного подхода, основанного на восприятии,
является ограниченность доступа сознания эксперта к продуктам его
же восприятия. Против метода экспертизы, основанного на воспри-
ятии. возражают те, кто убежден, что услышанное, скажем, несколь-
ко часов назад (я имею в виду тонкости звучания) вспомнить уже не-
возможно. Это не так: наша память, оказывается, очень долго хранит
то, к чему сознание в обычных условиях не имеет доступа. Это под-
тверждено многочисленными опытами с находящимися под гипнозом
пациентами. Любопытен в связи с этим факт, что за несколько секунд
до смерти перед глазами умирающего проносятся во всех деталях кар-
тины его жизни.
Проблема доступа к результатам восприятия тонкой реальности, как
я уже отметил, решается методами интроспекции, а иначе, с помощью
заглядывания в себя. Путь этот, то есть погружение сознания в под-
сознание. напоминает прохождение лабиринта, в котором, приходит-
ся двигаться очень осторожно, как спелеологу, используя специаль-
ные приемы, а еще лучше в качестве проводника нанять психоанали-
тика. Приемы интроспекции — это обширная тема для отдельной ста-
тьи. поэтому ограничимся пока краткими рекомендациями.
Условия интроспекции
Способность к интроспекции определяется психическим состояни-
ем слушателя в период проведения экспертизы. Выступая в качестве
эксперта, он не должен быть озабочен неразрешимыми проблемами,
не должен до прослушивания уже находиться в состоянии стресса, на-
пример в результате поездки в общественном транспорте, ему неже-
я
S P Lipshitz. J Vanderkooy.
The Great Debate: Subjective Evaluation. —
JAES. v. 29. №7/8. pp. 482-490.
Г. Экман.
Некоторые аспекты психофизических исследований. — В сб.: Те-
ория связи в сенсорных системах. Под ред. Г. Д. Смирнова М.
. „Мир“. 1964.
с. 13-22.
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
65
предыдущая страница 66 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 68 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст