МУЗЫКА
Он прежде всего должен любить музыку разнообразных жанров,
и в первую очередь классическую, испытывать наслаждение от ее
прослушивания, а также адекватно выражать свои ощущения на
языке, понятном для прислушивающихся к его мнению читателей,
то есть должен уметь делать то же самое, что и обычный любитель
музыки, только несколько лучше. Чтобы убедиться, что эксперт дей-
ствительно хорошо слышит музыку, следует проверить его музы-
кальную восприимчивость и музыкальный менталитет. Эта не очень
приятная процедура, обычная при приеме в музыкальную школу,
по отношению к авторитетным и многоопытным аудиоэкспертам мо-
жет показаться излишней. Но я бы не стал ориентироваться на при-
вычную всем нам кадровую политику. Музыкальная восприимчи-
вость и музыкальный менталитет — это те свойства психики экс-
перта, которые не приобретаются в процессе накопления опыта про-
слушивания. Они даже почти не развиваются, поэтому, если экс-
перт не сдал соответствующего экзамена, судить о его способно-
стях на основе стажа непрерывной работы и числа сделанных им
ранее оценок нельзя.
Проверка музыкальной восприимчивости и музыкального ментали-
тета у экспертов исключит возможность появления среди них „масок",
или псевдоэкспертов, которые, может быть, искренне верят в свою экс-
траординарную способность оценивать качество звучания, однако на
самом деле ею не обладают. С другой стороны, способность выбирать
правильную установку на доминанту при прослушивании, а также на-
выки интроспекции можно не проверять, так как все это легко приоб-
ретается экспертом в процессе обучения.
К А К ВЫ РАБОТАТЬ В СЕБЕ УСТАНОВКУ
НА ДО М И Н АН ТУ
Науке не удалось даже на генетическом уровне обнаружить отли-
чия между звукофилом и меломаном. На самом деле их отличает, как
мне кажется, разная установка на доминанту. К счастью, эту установ-
ку слушатель может менять по своему усмотрению, то есть волевым
усилием, используя изложенные мной ниже приемы, напоминающие,
кстати, те, которыми когда-то пользовался легендарный барон Мюнх-
гаузен, вытаскивая себя из болота за волосы. После того как крупней-
шие исследовательские центры мира и отдельные синергетические све-
тила раскрыли всем мыслящим любителям аудиоаппаратуры, кто из
них звукофил. а кто меломан, попробую, не выходя за рамки этих до-
бытых с использованием метода
нечетких множеств
научных зна-
ний определить главные составляющие установок на доминанту зву-
кофила и меломана при прослушивании музыки и обозначу возмож-
ные последствия такого слушанья для здоровья его участников.
Установки звукофила примерно такие:
— реагировать не на достоинства звучания, а на малейшие его не-
достатки (можно назвать это установкой принцессы на горошине).
— избегать положительных эмоций от прослушивания и только раз-
дражаться,
— слушать выборочно, пассивно, не напрягая воображение и чув-
ства, отмечая сознанием лишь отдельные не связанные между собой
фрагменты звучания, которые якобы достоверно передают естествен-
ные звуки (о передаче самой музыки при этом речи не идет).
Руководствуясь собственными научными исследованиями20, заве-
ряю. что аудиофильские установки с их фокусировкой внимания на
малейших недостатках звучания — это прямой путь к неврозу. Раз-
дражаться в процессе прослушивания значит непрерывно поддержи-
вать в организме состояние стресса, пассивное же слушание музыки
даже у опытных аудиоэкспертов с возрастом приводит к развитию ате-
росклероза.
Правильные установки следующие:
— сосредоточьте внимание на взаимосвязях между звуками в му-
зыке, а еще точнее, на скрытых в них музыкальных мыслях, следите за
развитием музыки вплоть до окончания произведения. Этой фиксации
легко достигнуть, если вы смогли освободиться отаудиофильского ком-
плекса принцессы на горошине, то есть перестали обращать внима-
ние на слышимые дефекты записи: помехи, шум, незначительные на-
рушения тонального баланса, „глубины" звуковой сцены и т. п. Вспом-
ните загородные поездки с ночевкой. Наслаждаясь природой, разве
вы обращаете внимание на шишки под матрасом или на отсутствие
парового отопления?
“ Установка на поиск недостатков звучания во время прослушивания музыки
превращает ее во вредный для здоровья фактор внешней среды, по биоло-
гическому действию сравнимый с действием на организм человека импульсного
шума. См.: /'.
А. Суворов, А. М. Лихницкий.
Импульсный шум и его вредное
влияние на организм человека. М., „Медицина", 1975.
— напрягайте воображение только для того, чтобы воссоздать (по
характеру звукоизвлечения) утраченное в записи богатство красок му-
зыки, используйте для этого память и внутренний слух, иначе говоря,
не закатывайте глаза, настраивая себя на проверку достоверности пе-
редачи тембров. Ни старая, ни современная запись, так же как и лю-
бая испытываемая вами аудиоаппаратура, не способна передать на все
100 процентов их богатство, насыщенность, телесность и особенно на-
туральность. Сколько бы мы ни совершенствовали аудиотехнику, об-
мануть наш слух с его поразительной разрешающей способностью по-
ка не удавалось никому:
— фокусируйте сознание на внутренних ощущениях, вызываемых
тем. как на протяжении всего музыкального произведения передают-
ся через аудиоаппаратуру самые тонкие соотношения между элемен-
тами музыки, и на эстетической организованности его эмоционально-
го содержания: используйте для этого интроспекцию.
Перечисленные мною установки должны — при наличии у слуша-
теля музыкальной восприимчивости к включенной в „Тест-CD 1"
музыке — способствовать появлению у этого слушателя положитель-
ных эмоций и терапевтическому эффекту от музыки21.
Итак, если вы. музыкально восприимчивые потребители high end и
аудиоэксперты-профессионалы, готовы согласиться с моими довода-
ми, пусть слегка шутливыми, то должны сменить свои аудиофильские
установки на, по существу, меломанские
Перед тем как войти в режим установки на нужную доминанту, на-
до не забыть освободиться от действия психологических барьеров, а
именно: предубеждения относительно классической музыки; комплек-
са музыкальной неполноценности: неуверенности в своих музыкаль-
ных вкусах, а следовательно, ориентации на общественное мнение.
Здесь наиболее трудным оказывается преодолеть общественное мне-
ние и воздействие на вас его лидеров. Целые народы находились под
гипнозом параноидально настроенных вождей и заплатили за это ог-
ромную цену. Освободиться от влияния подобного окружения, как ока-
залось. можно только противопоставляя его „кривой логике” нормаль-
ную логику, а точнее, здравый смысл. К сожалению, на это способны
далеко не все. Требуемой способностью обладают только те, у кото-
рых Сверх-Я готово оставаться непоколебимым цензором влияний
„коллективного разума"толпы.
К А К ПРИОБРЕСТИ Н А В Ы КИ И НТРО СПЕКЦ ИИ
Почему музыкально восприимчивые слушатели, настроенные на
восприятие используемой при экспертизе музыки, тем не менее ока-
зываются ненадежными экспертами?
Дело в том. что мозг аудиоэксперта под действием воспринимаемой
музыки выдает не цифры или проценты и т. п., как это делает измери-
тельный прибор, а так называемые
субъективные реакции,
которые
расшифровать и оценить количественно очень непросто, ведь изме-
ряемые величины не физические, а психические. Измерением психи-
ческих величин занимались с давних пор, однако успехи в этой облас-
ти, в частности в изучении субъективных реакций слушателя на зву-
ки, оказались невелики. Хорошо изучены реакции слушателей на про-
стые звуки (такие как тоны и шумы) и их параметры: громкость, час-
тоту, спектральный состав и т. п. Оценивать субъективные реакции
слушателя на музыку, и в особенности на ее содержание, так и не нау-
чились. поэтому при их расшифровке возникает необходимость ис-
пользовать приемы интроспекции с элементами психоанализа. Чтобы
подойти к этому, начнем с основ, то есть с концепции субъективного
восприятия, отчасти порожденной моим воспаленным воображением.
Каждый человек своим сознанием обращается к двум субъективно
воспринимаемым мирам. Мир внешний — мир необозримой для субъ-
екта объективной реальности, и потому это мир плохо предсказуемый.
Чтобы ориентироваться в нем, сознание человека непрерывно увязы-
вает доступные для непосредственного восприятия события в некую
вероятностную модель будущих событий. Этот механизм, сочетающий
восприятие и мыслительную деятельность, свойствен как человеку,
так и животному и известен под названием
„вероятностное прогно-
зирование"п .
Мир внутренний тоже огромен, однако масштаб этого мира мы поч-
ти не ощущаем, так как с сознанием соприкасается только незначи-
тельная его часть. Этот мир — наше подсознание.
Мир внешний открыт сознанию через органы чувств. Непрерывно
сменяющаяся объективная реальность проецируется в него в виде вре- *
1
9
8
1
21
1. Diamond.
Human Stress Provoked by Digitalized Recordings. — ,.dB", Jan
1981. pp. 41-42.
я
H. А. Бернштейн.
Пути и задачи физиологии активности. — „Вопросы фи-
лософии", 16,1961, с. 77-92.
64
АУДИО МАГАЗИН 1/1997
предыдущая страница 65 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 67 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст