МУЗЫКА
К
А
К
С
Л
У
Ш
А
Т
Ь
Т О ,
О
Ч
Е
М
М
Ы
Р
А
С
С
К
А
З
Ы
В
А
Е
М
КОНЦЕПЦИЯ ТЕСТОВОГО КОМПАКТ-ДИСКА
ЧАСТЬ 2
В тестовый диск „Тест-СО 1". кроме современных звукозаписей, во-
шли грамзаписи на 78 оборотов в минуту, которые сделаны еще в на-
чале века и которые сегодня можно считать эталонами музыкального
исполнительского мастерства. Эти записи включены в тестовый диск
в качестве примеров беспредельной эстетической организованности
эмоционального содержания музыки. Сам материал диска — класси-
ческая (симфоническая, инструментальная и оперная) музыка, по-
скольку только она способна по-иастоящему вобрать в себя необъят-
ный мир тончайших эмоций исполнителя.
Как оказалось, выбранные нами эталоны дают возможность слуш а-
телю с лучшим разрешением, чем современные записи, определять пол-
ноту и точность передачи через аудиоаппаратуру содержания музы-
ки. Лучшему разрешению способствует и взятый нами на вооружение
новый метод экспертизы, хотя задача самих аудиоэкспертов при этом
усложняется. Договоримся сразу, что аудиоэксперт — это такой же
слушатель, как и все мы. но для него прослушивание аудиоаппарату-
ры и вынесение о ней суждения — это работа, и потому он должен
иногда отвечатьза свои слова. Именно из-за этого может потребовать-
ся предварительная проверка объективности высказываемых аудио-
экспертом мнений. В такой проверке используют критерий
надеж но-
сти.
или устойчивости оценок1, под которой понимают сходство экс-
пертных оценок при изменении места проведения экспертизы, време-
ни. а также в случае замены самих экспертов.
Существует множество причин, по которым оценки эксперта могут
быть неустойчивыми даже при проведении
классической эксперт и-
зы2.
К числу явных относятся неконтролируемые различия компонен-
тов тракта (усилителей, кабелей и т. п.). акустических условий про-
слушивания, размещения акустических систем, самих экспертов и т. п.
В нашем же случае главными причинами являются трудно улавливае-
мые и. следовательно, плохо контролируемые психологические фак-
торы.
Одна из задач организаторов экспертизы состоит в том, чтобы дер-
жать в поле зрения эти факторы и таким образом добиваться устойчи-
вости экспертных оценок. Высшая же цель — превратить эксперта в
надежное „измерительное устройство". Но это. скорее, задача отда-
ленного будущего, а пока вернемся в настоящее, где царит субъекти-
визм.
При классической экспертизе, например с использованием введен-
ного нами в обращение словаря3, сравнивают звучание испытываемо-
го и эталонного образцов аудиоаппаратуры Такие оценки называют
сравнительными.
В качестве эталонного может быть выбрано как зву-
чание аудиоаппаратуры, признанное экспертами почти безупречным,
так и сохраненное в памяти живое звучание певческих голосов, нату-
ральных музыкальных инструментов, а также симфонического орке-
стра. Основу же предлагаемого нами метода составляют так называе-
мые
абсолют ные оценки
качества звучания, когда звучание совершен-
ных в эстетическом отношении звукозаписей, воспроизведенное че-
рез испытываемый образец аппаратуры, оценивается слушателем без-
относительно к каким-либо конкретным образцам звучания, точнее,
сверяется с внутренними эстетическими эталонами. Предлагаемый ме-
тод так называемой прямой экспертизы не противопоставляется клас-
сическому, а служит дополнением к нему и. как я думаю, должен най-
1
F.
£.
Toole.
Listening Test — Turning Opinion into Fact. — JAES. v. 30. № 6,
pp. 431-445
J Ibid.
'Cm
.
..AM" № 5 (10) 96, c
.
43-49.
ти применение при тестировании любой аудиоаппаратуры, но в пер-
вую очередь меломанской, то есть самой дорогой аппаратуры катего-
рии high end.
Особенностью классического метода является кратковременность
сравнения звучания образцов аппаратуры, которое обычно делается с
использованием одних и тех же коротких музыкальных фрагментов. В
соответствии с Руководством по субъективному прослушиванию4 5
, дли-
тельность таких фрагментов должна составлять около 20 секунд. Что
может успеть эксперт за это время? Как показывает опыт, устойчивы-
ми являются оценки звучания только по следующим признакам:
— пространственное впечатление.
— стереофоническое разрешение.
— тональный баланс.
— тональная чистота.
Менее устойчивыми будут оценки динамики, энергичности и ясно-
сти (в части передачи характера звучания, интонации, а также балан-
са между связанностью и раздельностью звуков); для оценки звуча-
ния по этим признакам двадцати секунд непрерывного слушания му-
зыки явно недостаточно. Думаю, что время звучания в этом случае
должно быть увеличено до 1 -2 минут.
А что если, п р е н еб р егая н ар астаю щ и м и трудн остям и слу ш а-
тел я, у в ел и ч и ть врем я зв у ч ан и я м у зы ки , то есть врем я, в теч е-
ние которого он до л ж ен к о н ц е н тр и р о в а ть свое в н и м ан и е и п а -
м ять, до дл и тел ьн о сти м у зы к ал ь н о го п р о и зв ед ен и я или хотя
бы до д л и тел ь н о сти за к о н ч е н н о й м у зы к ал ь н о й м ы сли ? Эта
идея стала выкристаллизовываться после того, как удалось обнару-
жить, что аудиоаппаратура может не только искажать тонкие соотно-
шения между соседними звуками, но и разрушать
связанност ь эле-
мент ов звуча ни я м узы ки . которые значит ельно отстоят друг от
друга воврем ени.
Оказалось, что именно эти изменения (искажения),
не попадающие в поле осознанного восприятия эксперта, но. тем не
менее, им воспринимаемые, вызывают ощущение
распада
эстетиче-
ской организации эмоционального содержания музыки.
То, о чем я рассказываю, до сих пор мало кому из производителей
high end приходило в голову, за исключением, пожалуй, маститых идео-
логов .
.Audio Note" Более того, эти идеи многие сочтут сумасшедши-
ми. Вдумайтесь! Неполнота и неточность передачи самой музыки че-
рез аудиоаппаратуру предполагают существование в электрических
цепях
долговременной памят и
и способность этих цепей под дейст-
вием уже переданных через них музыкальных событий неизвестным
нам. но вполне определенным образом влиять на текущие музыкаль-
ные события. Такое, я бы сказал, кощунственное для инженера-элек-
трика заявление никак не согласуется с общей теорией сигналов и це-
пей, тем более что прямыми экспериментами существование долговре-
менной памяти в электрических цепях пока не подтверждено6. Хотя
косвенные подтверждения этому все же имеются: например, харак-
4
См.: Публикация МЭК-543. Информационное руководство по субъективному
прослушиванию Изд. 1-е, 1976 (далее МЭК-543)
5
....................
Налицо определенная тема, мелодия, то есть музыкальная мысль. .
..М
зыкальная мысль может быть выражена одним-единственным голосом, примеры
чему мы находим в примитивных народных песнях .
. Выражение музыкальной
мысли — как это понимать? Как выражение мысли музыкальными звуками!"
(А. Веберн).
6 Возможность таких явлений не вступает в противоречие с физикой; сущест-
вование в электрических цепях долговременной памяти может быть объяснено
дрейфом в твердом теле проводника „уединенных волн", так называемых са-
литонов. См.: А.
Филиппов.
Многоликий салитон. М.
. „Наука". 1986.
60
АУДИО МАГ АЗИН 1/1997
предыдущая страница 61 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн следующая страница 63 АудиоМагазин 1997 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст